пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18.Критерии отделения (классификации) правовых систем

Как отмечает С.С. Алексеев, систем столь же много, сколь велико количество и многообразие ныне существующих государ­ственных образований, да к тому же в облике, несущем следы, а подчас ведущие категории и ценности ушедших в прошлое куль­тур и цивилизаций. Это наглядно и убедительно подтверждает то обстоятельство, что именно в праве концентрируется «связь вре­мен», духовные, интеллектуальные достижения человечества, оставляемые предшествующими поколениями, начиная от антич­ности, а быть может, и более древних цивилизаций, своим потом­кам, будущим цивилизациям, культурам. Это в значительной мере и предопределяет сам факт существования отдельных аре­алов, «группировок», или, по сложившейся в юриспруденции специфической терминологии, — семей юридических систем[1].

На вопрос о том, по каким критериям следует классифициро­вать правовые системы, компаративисты, как уже было отмечено, отвечают по-разному. Некоторые исследователи предлагают один- единственный критерий для классификации правовых систем. Например, А. Леви-Ульман в основу своей классификации поло­жил один компонент правовой системы, а именно, роль правовых источников.

Другие обосновывают необходимость использования несколь­ких критериев. Так, по мнению X. Коха, У. Магнуса, П. Винкле'ра фон Моренфельса, при проведении более глубоких сравнительно­правовых исследований критерии классификации должны быть расширены. В этом случае каждый правопорядок следует изучать также в аспекте культурно-исторического развития и влияния глобальных правовых идей, с точки зрения особенностей правовой системы в целом (ее устройство и механизм функционирования органов юстиции), правового образования и участников правово­го оборота, основных процессуальных принципов (принципов су­допроизводства) и источников права. Разумеется, список выше­приведенных критериев не является исчерпывающим, и для от­дельных областей правового регулирования можно выделить и другие отличительные черты и тем самым увеличить число кри­териев уже существующих правовых семей или формировать их иначе, группируя критерии по другому принципу[2].

Кроме того, принципиальное значение имеет то обстоятель­ство, что, как правило, среди основных критериев классификации правовых систем имеют место как общецивилизационные, так и сугубо правовые факторы. Однако, по поводу приоритетности этих факторов отсутствует единство мнений. Если, по мнению X. Коха, У. Магнуса, П. Винклера фон Моренфельса, приоритет­ными являются общецивилизационные факторы, то С.С. Алексе­ев при классификации правовых систем приоритет отдает крите­риям юридического порядка[3].

В компаративистской литературе при классификации правовых систем выделяют романо-германскую правовую семью и семью общего права как классические, базовые семьи. Что касается ос­тальных правовых систем, то к ним относятся как к второстепен­ным, не главным.

На самом деле нельзя недооценивать значение и роль всех правовых семей, формирующих правовую панораму мира. Как из­вестно, заимствование правовых положений в рамках правовой аккультурации, в основном, происходило в одностороннем направ­лении, а именно, традиционные и религиозные правовые системы воспринимали многие правовые положения у романо-германского и общего права. Однако, заимствованные правовые положения не смогли заменить правовые принципы, определяющие функциони­рование данных правовых систем. Удельный вес заимствованных правовых норм, институтов и даже отраслей в рамках нацио­нальных правовых систем, относящихся к традиционной либо ре­лигиозной правовой семье, иногда значительнее по сравнению с нормами «собственного» права. Однако отнесение этих нацио­нальных правовых систем к романо-германской правовой семье либо к семье общего права не соответствует реальному состоянию их функционирования.

Объективное изучение правовой панорамы современного мира требует отказа от идей европоцентризма при сохранении долж­ной и заслуженной оценки вклада западной правовой традиции, которая является фундаментом формирования и функционирова­ния романо-германского и общего права, в истории общеправово­го развития человечества.

Отмечая узость традиционных западных концепций права Г. Дж. Берман предлагает создать интегрированную, единую юрис­пруденцию, объединяющую традиционные школы и выходящую за их пределы. Эта новая юриспруденция (социальная теория права) должна основываться не только на разуме, но и на чувствах, ин­туиции и вере, на идее, что в право надо верить, иначе оно не будет работать. Социальная теория права должна продвинуться далее от изучения западных систем права и западной правовой традиции к изучению систем и традиций права, не принадлежащих Западу, т.е. вопросам взаимодействия западного и не западного права и, таким образом, к выработке общего правового языка че­ловечества, к преодолению кризиса западной традиции права[4].

Таким образом, для проведения научно обоснованной класси­фикации правовых систем, учитывающей как объективные, так и субъективные факторы, необходимо выделить следующие группы критериев классификации правовых систем: общецивилизацион­ные критерии и правовые критерии.

Общецивилизационные критерии, в широком понимании, от­ражают идеологические, политические, религиозные, культур­ные особенности формирования и развития общества, самым непосредственным образом оказывающие влияние на процесс возникновения, развития и функционирования правовых систем.

Общецивилизационные критерии отражают основополагающие принципы, показывающие закономерности и динамику развития правовых систем в тесной связи с развитием политической, ду­ховной, религиозной и культурной жизни общества на разных этапах его трансформации. Таким образом, данные критерии по­казывают генетические корни правовых систем, их диалектичес­кую связь с такими составляющими факторами цивилизации, как религия, мораль, политика, экономика, социальная структура, даже этнография и экология.

Важнейшим компонентом общецивилизационных критериев является религиозный фактор. Благодаря правовому регулиро­ванию, не в последнюю очередь, обеспечивается структурирова­ние общества и сохраняется его единство, а религиозные миро­воззрения и догмы способствуют объединению людей в рамках единых канонов, столь необходимых для общественного разви­тия. Роль религии в разные периоды развития общества, государ­ства и права, а также правовой системы, трудно переоценить. Вместе с тем, в зависимости от степени влияния религиозного фактора классификация правовых систем становится более объективной'.

Сложившиеся на протяжении столетий и даже тысячелетий традиции и обычаи играли и продолжают играть определяющую роль в формировании образа жизни и поведения людей, прожи­вающих в разных обществах. Более того, в некоторых обществах традиции и обычаи по-прежнему формируют поведение человека и в правовой сфере. Например, правовой менталитет китайцев по-прежнему определяется традициями, уходящими своими кор­нями в конфуцианство. Поэтому степень воздействия традиций и обычаев как компонентов общецивилизационных критериев на общественную, в том числе и правовую жизнь, служит основанием для классификации правовых систем.

История развития различных обществ является важнейшим фактором, объясняющим закономерности их трансформации на разных этапах. Исторические особенности имеют свои проявления и в правовой жизни, иными словами, тип правовой системы не в последнюю очередь определяется именно! особенностями исто­рического развития обществ. Соответственно, исторический фактор, входящий в общецивилизационные критерии, служит основанием для классификации правовых систем.

Важно обратить внимание и на геокультурный фактор как составляющий компонент общецивилизационных критериев, выс­тупающий своеобразным макрокритерием классификации, отли­чающим западные системы права от незападных, определяющий правовую культуру и правовое сознания населения, проживаю­щего в рамках этих правовых систем. Геокультура выступает как система устойчивых культурных реалий и представлений, форми­руется на определенной территории в результате сосуществова­ния, переплетения, взаимодействия, столкновения различных ве­роисповеданий, культурных традиций и норм, ценностных устано­вок, направленных на восприятие особенностей функционирова­ния общества. Геокультурный фактор является основанием для отнесения различных правовых систем и культур к различным правовым традициям. Например, благодаря этому фактору стано­вится возможным установление генетической связи романо-гер- манского и общего права с западной традицией права.

Таким образом, роль общецивилизационных критериев весьма существенна для научно обоснованной диагностики современной правовой панорамы мира. Их дополнение правовыми критериями позволяет провести объектовую классификацию правовых сис­тем, отражающую специфику их функционирования.

Правовые критерии классификации правовых систем заклю­чаются в связанности правовых элементов одним общим правопо­рядком специфического типа. Основными критериями правового характера, являющиеся универсальными для классификации пра­вовых систем, являются следующие.

Правовые традиции являются критерием правового харак­тера. Однако они производны от общецивилизационных крите­риев, поскольку правовые традиции отражают не столько сугубо правовые особенности развития общества, сколько в них отража­ются общецирилизационные факторы и их роль в формировании и функционировании правовых систем. Правовые традиции отра­жают сущностно-содержательную сторону правовых систем и яв­ляются главным основанием отнесения национальных правовых систем к той или иной правовой семье.

Под словом «традиция» Г. Дж. Берман понимает идею непре­рывности между прошлым и будущим. То есть, не простое повто­рение прошлого, не формальную приверженность ему, а исполь­зование прошлого опыта для решения новых проблем, ощущение исторической непрерывности и развития[5].

В юридической литературе выработаны понятия «западной традиции права» и «незападной традиции права», что является основанием выделения разных типов правопонимания, т.е. под влиянием правовых традиций формируются те или иные типы правопонимания, выступающих как правовой критерий классифи­кации правовых систем.

В понятие правопонимания входит система правовых идей, представлений, теоретических концепций, отражающих законо­мерности возникновения, эволюции и функционирования права. Кроме того, именно правопонимание отражает познание, воспри­ятие и оценку права и его реальной роли в жизни общества.

Важное место среди правовых критериев занимают особенно­сти происхождения и эволюции различных правовых систем, отражающие особенности функционирования правовых систем на разных этапах их развития. На основе данного критерия мож­но выявить специфику правовых систем не только в'прошлом, но и рассматривать их современное состояние. Эти факторы являются важнейшими критериями для классификации правовых систем.

Система источников права, закрепляющих правовые нормы, служит материализованными формами их выражения. Практичес­ки во всех классификациях правовых систем источники права служат важнейшим критерием, поскольку именно в них наиболее ярко выражаются особенности разных правовых систем, а также в них содержатся основные правовые принципы их функциониро­вания. Например, Коран является основополагающим источником исламского права, отражающим всю специфику данной правовой системы. Что касается общего права, то основные принципы его формирования и функционирования содержатся в его главном ис­точнике — судебном прецеденте.

Структура права, а также специфические институты разных правовых систем являются следующими правовыми критериями классификации правовых систем. Структура права отражает на­личие определенных уровней изложения правового материала в рамках правовых отраслей, институтов и норм. Данный крите­рий придает классификации правовых систем объективный характер. Например, стержнем структуры романо-германского права является деление права на публичное и частное права. Данное положение может служить критерием для отнесения национальных правовых систем к данной правовой семье. Например, специфическим институтом исламского права явля­ется институт вакфа[6], а индусского права — институт священ­ной собственности[7], романо-германского права — обязатель­ственное право.

Юридическая техника, представляющая собой совокупность приемов и правил, используемых не только при разработке со­держания и структуры нормативно-правовых актов, но и их ре­ализации. Данный критерий также является достаточно востре­бованным при классификации правовых систем. Юридическая техника состоит из юридической терминологии и юридических конструкций. Например, логическая структура норм романо-гер­манского права в этом плане является достаточно показатель­ной.

Итак, благодаря аккумулированию особенностей общецивили­зационного развития, в частности исторического, культурного, религиозного, духовно-этического и политического развития, и правовых критериев, обусловливающих специфику формирования и развития правовой жизни общества, характерные для той или иной правовой системы, становится возможным проведение объективной их классификации.

 

 

[6]  Вакф — совокупность норм, регулирующих вопросы неотчуждаемого имущества, предназначенного для определенных благотворительных целей, право собственности на которое по волеизъявлению учредителя вакфа ограничено пользованием всеми или частью дохода или продукта.

[7]  Священная собственность — совокупность норм, регулирующих собственность богов, а также религиозных и благотворительных организаций, в пользу которых поощрялось пожертвование.


22.12.2015; 20:17
хиты: 356
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь