пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные мировые тенденции преступности.17


Обращение к международных сравнительных исследований преступности, для проведения которых сейчас в нашей стране нет организационных и идеологических преград, поможет правильно понять и оценить преступность в современной России и реальные перспективы борьбы с ней, понять и оценить взаимосвязь российских, региональных и мировых тенденций.
При всех существенных расхождениях в уровне преступности в разных странах первой и определяющей тенденцией в мире является ее абсолютный и относительный рост в зависимости от численности населения, экономического развития, культуры и т.д. Это не означает, что преступность в любой стране и всегда только растет. Есть страны, где преступность в какие-то периоды их развития сокращается или ее уровень стабилизируется. Речь идет о среднестатистической тенденции преступности в мире, рассчитанной за длительный период времени. Эта тенденция была обнаружена более ста лет назад А. Кетле, К. Марксом, Ф. Листом и другими исследователями, как только они прикоснулись к уголовной статистике. Маркс, сопоставляя в параллельных рядах численность населения, родившихся, умерших, осужденных и пауперов, предположил, что, видимо, есть что-то гнилое в самой сердцевине такой социальной системы, которая увеличивает богатство, но при этом не уменьшает нищету и в которой преступность растет даже быстрее, чем численность населения.
До сих пор преступность эволюционирует за этим законом. Ошибка Маркса заключалась в том, что преступность связана не только и не столько с нищетой и она «производится» не только капитализмом. Проблема оказалась более глубокой и всеобъемлющей. Видимо, более прав Ф. Лист, который в то же время и на основе тех же данных пришел к аналогичным выводам, не связывая их с какой-то одной социальной системой.
Человечество живет надеждой, обоснованно полагая, что с развитием социума происходит его гармонизация, сопровождаемое научно-техническим, экономическим, социальным, моральным и правовым совершенствованием. И это верно. Но, к сожалению, нет достаточных оснований говорить о столь же положительные тенденции в нравственном и правовом поведении людей, в борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Между научно-техническим развитием и нравственно-правовым состоянием общества нет прямых и «скорых» корреляций.
Преступность, особенно организованная, уже контролирует не только жизнь и деятельность отдельных стран, но и некоторые шаги мирового сообщества в целом. После военной глобальной опасности над человечеством висит уголовная. Разрыв экономического и морально-правового развития достигает критической величины. Технический прогресс не остановить. Нравственно-правовое совершенствование человеческого общества, видимо, никогда «не догонит» научно-технический прогресс.
Абсолютный и относительный рост преступности однозначно подтверждается мировыми данными, собранными ООН в процессе подготовки четырех обзоров тенденций противоправного поведения.
По очень неполным данным Первого осмотра в 1970-1975 гг. преступность в мире возросла в целом примерно на 15% при ежегодных темпах прироста в среднем на 2%. Общий коэффициент преступности, рассчитанный за эти годы только по десяти видам преступлений (перечень приводился выше), составил в среднем 1311 деяний на 100 тыс. населения. В странах этот показатель равнялся 787, а в развитых - 1835, то есть в 2-3 раза выше.
Анализ данных последующих обзоров показывает, что средние темпы прироста преступности от обзора к обзору только увеличивались. По результатам Четвертого обзора ежегодный прирост преступности составляет около 5%. Росло число стран, в которых преступность интенсивно росла, и сокращалась - где она уменьшалась или стабилизировалась.
По данным более полных ответов 22 развивающихся и развитых стран Четвертого обзора по 12 видам преступлений была составлена следующая таблица (результаты Четвертого обзора ООН по вопросу о тенденциях в области преступности и функционирования систем уголовного правосудия).
Таким образом, учитывая недостаточную сопоставимость данных о преступности, полученных при подготовке непрерывно совершенствующихся обзоров (каждый обзор разрабатывался на основе сведений различного числа стран, видов и перечня преступлений), нет возможности построить единый статистический динамический ряд показателей о преступности. Но исходя из некоторых усредненных и в определенной степени оценочных данных, можно утверждать, что общая преступность в мире в расчете на 100 тыс. населения за последние 20-25 лет возросла более чем в 3-4 раза.
Есть основания считать это реальной платой народов развитых демократических стран за свою свободу, которая используется для совершения не только добра, но и зла. Исключение в этом списке составляет Япония, которая, переняв экономический и демократический опыт Запада, не утратила национальных форм традиционного социального контроля. Хотя в последние годы и в Японии наблюдается рост преступности.
Высокий среднестатистический прирост преступности не исключает того, что она в некоторое время может стабилизироваться и даже снизиться. Например, в США определенное снижение ее наблюдалось в 1982-1984 гг., Во Франции - в 1985-1988, в ФРГ - 1984 и 1988, в СССР - 1986-1987 гг.. и т.д. Каждое снижение имеет свои причины. Снижение преступности в СССР в названные годы было связано с жесткой борьбой с пьянством и алкоголизмом. Успехи ее были недолгими и сомнительными, если рассматривать ее в более широком криминологическом и социально-экономическом контексте, но на динамику насильственной и прочей «пьяной» преступности они повлияли. Такие «провалы» в кривой динамики преступности является скорее временным исключением, чем закономерностью, ибо в конечном итоге они не меняют средней устойчивой тенденции абсолютного и относительного роста преступности.
В развивающихся странах и государствах, расположенных на территории бывшего СССР, доля насильственных преступлений против жизни и здоровья людей намного выше, чем в развитых, в которых доминируют кражи и другие преступления против собственности. Как считают авторы Третьего обзора ООН, материальный достаток в развитых странах предопределяет большие возможности для совершения краж и большую защиту человеческой жизни. «В странах, испытывающих дефицит потребительских товаров, конфликты между людьми со смертельным исходом могут быть чаще мотивированы намерением получить доступ к ограниченным ресурсам, чем имеет место в развитых странах». Необходимо также сопоставление культур, религий, уровней социального контроля, экономического и политического развития и других важных предпосылок. Но и на этом уровне анализа напрашивается вывод: интенсивный рост преступности в развитых странах сопровождается, как не парадоксально звучит, специфической гуманизацией преступности.
Вторая тенденция - отставание социального контроля над преступностью от ее количественно-качественных изменений. Это в первую очередь связано с неадекватностью уголовного законодательства и других средств борьбы.
Деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью более мобильна, чем уголовное законодательство. Но эти органы осуществляют свои функции лишь на основе законов. Другой подход, используемый тоталитарными режимами в разных странах, опаснее, чем сама преступность. Нормальное демократическое общество не может себе позволить бороться с преступностью ее методами, хотя часто и эффективно. Правовое государство, построение которого мы декларировали, такого допустить не может.
Тенденция роста преступности и тенденция «отставания» уголовно-правового контроля над ней увязываются между собой в некий порочный круг, разорвать который можно только на пути гуманистических, профилактических, криминологических стратегий борьбы с преступностью. Этот порочный круг трудно разорвать в рамках традиционной уголовной политики. Мировое сообщество озабочено решением двух главных задач: как снизить темпы прироста преступности и как обеспечить человеческое обращение с правонарушителями. Совместимы ли они? Несомненно, но с одним условием: они сочетаемые в цивилизованном демократическом обществе, где глубоко осознаны реальные закономерности в области преступности, ее объективные причины и научно-практическая несостоятельность неправового и жестокого обращения с правонарушителями, то есть они совместимы в оптимальном соотношении эффективности и гуманности.
Итак, мировые тенденции преступности не дают основания для ее благоприятного криминологического прогноза в мире. Интенсивный рост преступности - не сама болезнь общества, а лишь показательный симптом его более глубоких социальных недугов. Ухудшение криминологической обстановки в мире связано с увеличением «ножниц» между растущей преступностью и отстающим социальным контролем над ней. Это противоречие традиционным усилением уголовно-правовой борьбы в условиях демократических институтов не устранить. Решение проблемы лежит в углублении социально-правового и криминологического контроля, в конкретно-криминологической стратегии предупреждения преступности, реализуемой и коригованою непрерывно. Для этого нужна соответствующая экономическая, организационная, правовая аналитическая база и практическая макро и микро крімінологія.

31.05.2015; 20:54
хиты: 149
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
право
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь