пользователей: 21258
предметов: 10464
вопросов: 177980
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Право Франции

Во французском средневековом праве нашли отражение характерные черты западноевропейского права. Французское право представляло собой конгломерат многочисленных правовых систем, действие которых распространялось на определенный круг лиц или территории.

В IX—XI вв. во Франции установился принцип территориального действия права, произошла замена племенных обычаев местными обычаями — кутюмами. В период феодальной раздробленности обычаи являлись основным источником права. Обычаи складывались в устной форме. Именно поэтому север Франции получил название «страна неписаного права». Юг, где действовало приспособленное к условиям тех лет римское право, определялся как «страна писаного права». Наиболее известным и популярным в средневековой Франции стал сборник обычаев — Кутюмы Бовези, созданный в конце XIII в. Хотя этот сборник опирался прежде всего на запись кутюмов одного из судебных округов графства Клермонта (на северо-западе Франции), в нем содержались обзор обычного права со ссылками на кутюмы 
других французских округов, положения канонического и римского права. Сборник, состоявший из пролога и 70 глав, хотя и не давал системного и цельного изложения правового материала, описывал различные вопросы права (организация суда и процесса, правовой статус лиц, режим земельных владений и т.д.). Кутюмы Бовези утверждали принцип непреложности правовых обычаев не только для местных жителей, но и для государственной власти. После создания Кутюмов Бовези увидел свет и ряд других подобных сборников.

Особым авторитетом в судах пользовался сборник Большой кутюм Франции, составленный в 1389 г. В XVI в. были отредактированы 60 сборников «больших» кутюмов и около 200 сборников «малых»  кутюмов1. Источником права, вносившим единообразие во французскую правовую систему той эпохи, было римское право. Если на юге оно выступало в качестве основного источника права, то на севере оно восполняло пробелы обычного права. На всей территории Франции римское право воспринималось как источник «писаного разума». Типичным примером того, как римское право распространялось на территории государства, является орлеанская «Книга правосудия» (1260 г.), в которой содержались правовые положения, основанные на «Дигестах» Ульпиана. Римское право повсеместно изучали, с учетом общих норм римского права решались сложные юридические казусы. Рецепция римского права не означала его восстановления. Она была направлена на восполнение пробелов в действующем праве. Феодализм наложил отпечаток на применение многих норм римского частного права. Церковь же (хотя в итоге и безуспешно) стремилась не допустить широкого применения римского права и расширить сферу действия канонического права. По мере усиления королевской власти все более важное место среди других источников права стали занимать законодательные акты королей: установления, ордонансы, эдикты, приказы, декларации и др. К числу источников права, действовавших в равной мере на территории всей страны, относились также нормы канонического права.

Своего апогея оно достигло в XII—XIII вв., когда расширилась компетенция церковных трибуналов, которые, сохранив свои властные функции над клириками, существенным образом расширили свою юрисдикцию в отношении светского населения. Большое влияние имело и городское право. Оно отличалось значительным разнообразием, но ему были присущи и общие черты. Основным его источником являлись городские хартии. В них закреплялись важные права и свободы граждан, не предусматривавшиеся обычным феодальным правом. Развитие внутренней и международной торговли выявило недостатки городского права, носившего местный партикулярный характер. Поэтому получила развитие практика применения сборников норм международного морского и торгового права. В качестве дополнительного источника права выступала судебная практика Парижского парламента. По многим вопросам, в частности связанным с применением кутюмов, его решения, вынесенные по отдельным делам, приобретали нормативно-обязательную силу. Феодальная основа права наиболее ярко проявилась в вопросах собственности. Закреплялись исключительные привилегии дворянства и духовенства на землю. С развитием феодализма основной формой права на землю стали держания, полученные от вышестоящего владельца и связанные с целым рядом условий. Они были оформлены в виде характеризовавшегося раннее бенефиция. Последние по наследству не передавались и со смертью владельца возвращались собственнику.

Однако в IX в. бенефиции превратились в наследственные держания, названные в X в. феодами, ленами. Феод утверждался в качестве основной и практически единственной формы земельной собственности. В его основе лежали вассальные связи. Вассал, свободно владея и пользуясь феодом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия феодальных прав сеньора. Без согласия сеньора он не мог отчуждать феод, передавать его часть в качестве феода своему вассалу, при вступлении в наследство была необходима уплата специальной пошлины. Существовали и крестьянские (неблагородные) свободные держания — цензивы — наследственные крестьянские владения земельным участком с обязанностью нести повинности в пользу сеньора. Держатель участков (цензитарий) выплачивал феодалу фиксированную ренту. Цензива предоставлялась как отдельному лицу, так и общинам, на ее отчуждение требовалось согласие сеньора, а при ее переходе по наследству уплачивался определенный налог. Главное отличие цензивы от феода состояло в том, что держатель феода являлся получателем земельной ренты, а держатель цензивы — ее плательщиком и именовался вилланом. Земельные участки не находились в абсолютной собственности одного лица. Они принадлежали двум или более феодалам, находившимся в различных сословных группах. За вассалом — непосредственным собственником земли — было закреплено право на феодальные поборы, а сеньор — верховный собственник — сохранял административные и судебные права. На юге страны действовала формула «Нет сеньора без титула», на севере — «Нет земли без сеньора». Иерархическая структура общества, запутанность отношений между феодалами разных рангов накладывали свой отпечаток на право. Феодальное право ограничивало гражданскую правоспособность. Земля могла быть собственностью только дворянина. Каноническое право запрещало дворянам взимать проценты с долга, не разрешало заниматься торговлей, физическим трудом. Сохранение сеньориальной собственности на землю как основного института вещного права, сословное деление населения, цеховой строй сдерживали развитие свободной конкуренции. Длительное время замкнутый характер феодального хозяйства и территориальная раздробленность страны тормозили развитие товарно-денежных отношений, а следовательно, и обязательственного права. Но даже в эпоху позднего Средневековья и зарождения капитализма договорные отношения, получившие более широкое распространение, несли на себе печать феодализма. Феодальный характер права проявлялся даже в таком договоре, как купля-продажа. В ранний период развития французского права продажа вещей, прежде всего недвижимости, совершалась в торжественной форме, которая должна была обеспечить устойчивость договора. На юге страны, где сказывалось влияние римского права, сделки купли-продажи начали заключать в письменном виде. Текст таких сделок нередко выступал в виде единообразных формул. При купле-продаже земли за сеньором всегда признавалось право преимущественной покупки продаваемого вассалом феода. Кроме того, он и родственники продавца имели право выкупа проданной земли в течение установленного срока.

В X—XI вв., когда купля-продажа имущества была редким явлением, получил развитие договор дарения. Нередко этот договор маскировал сделку купли-продажи, фактически становился двусторонним и возмездным. Получатель подаренного имущества принимал на себя обязательство передать дарителю в знак благодарности определенное имущество (лошадь, оружие и т.п.). Договор дарения использовался также для обхода предусмотренных во многих кутюмах ограничений на завещания. В период абсолютизма получил распространение договор найма (аренды) земли, который способствовал проникновению капиталистических отношений в деревне. Многие дворяне забросили свои хозяйства, начали раздавать земли в аренду за плату или часть урожая. К сдаче земли в краткосрочную аренду все чаще прибегали буржуа, приобретавшие дворянские поместья. Важное место занимал договор займа. В качестве заимодавцев выступали городская верхушка, ростовщики, которые под залог земли или за право взимать ренту ссужали. Для гарантии по договору займа стала использоваться ипотека, когда заложенная земля оставалась у должника, но с выплатой последним установленной платы. Брачно-семейные отношения во Франции в основном регулировались нормами канонического права, кутюмами и королевскими ордонансами. Брак рассматривался не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния. Брачный возраст предусматривался с 13—15 лет для мужчин и 12 — для женщин. Для заключения брака необходимо было согласие сторон, а также их родителей. Лишь при достижении сыновьями 30-летнего, а дочерьми 25-летнего возраста последнего не требовалось. Действовало правило, запрещающее брак со свободными или крепостными другого господина без согласия господ. При заключении брака сеньору выплачивалась особая пошлина, компенсировавшая ему отказ от права «первой ночи».

Первоначально для заключения брака было достаточно согласия сторон и фактического брачного сожительства, затем церковь добилась обязательного церковного освещения брака. Брак, заключенный без церковного обряда, признавался недействительным. Недействительными признавались также браки между несовершеннолетними, некрещеными, родственниками, заключенные под влиянием насилия или ошибки, браки духовенства. Развод по каноническому праву не допускался. Главой семьи являлся муж, а жена обязана была повиноваться ему и всюду следовать за ним. Сексуальные отношения вне брака сурово наказывались. Была создана система борьбы с нарушениями нравственности, которая не одно столетие играла большую роль в развитии законодательства и судебной практики и в значительной степени формировала сексуальные представления и модель поведения людей. Имущественные отношения супругов в северной и южной частях страны различались. На юге Франции, где действовало римское право, существовал раздельный режим имущества. Тем не менее, во всех случаях жена была не вправе отчуждать имущество без согласия мужа, в том числе дарить и обменивать его, заключать договоры и выступать в суде. Было лишь два исключения: жена могла заключать договоры лишь для выкупа мужа из плена и в отсутствие мужа выдавать приданое своим дочерям. На севере длительное время действовал режим общности имущества супругов. Управление имуществом осуществлял муж. После его смерти приданое переходило жене, после смерти жены — ее наследникам. В наследственном праве Франции ведущим институтом был майорат — передача по наследству земельного участка старшему сыну. Это позволяло избегать дробления крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать своим несовершеннолетним братьям и выдавать замуж сестер. На юге Франции под влиянием римского права широкое распространение получили завещания. В них было особенно заинтересовано духовенство, поскольку священники считались исполнителями завещательной воли умершего, в связи с чем часть завещанного имущества отказывалась церкви. Под воздействием церкви завещания стали регулироваться и обычным правом, хотя завещательная свобода на севере была существенно ограничена в пользу законных наследников. В области уголовного права приблизительно до XVI в. господствовали установления обычного права. В IX—XI вв. преступления рассматривались как действия, затрагивающие интересы отдельных лиц, а наказания сводились к компенсации за вред. Впоследствии преступления перестали быть частным делом, стали считаться «нарушением мира». В юридическо-техническом плане способы доказывания основывались на теории доказательств. Признание считалось первым и лучшим доказательством. Допускалось объективное вменение (уголовная ответственность без вины). За некоторые политические преступления предусматривалась коллективная ответственность. Законодательство и кутюмы в принципе знали понятие невменяемости, однако по ряду преступлений, в том числе за «оскорбление величества», к уголовной ответственности привлекались и умалишенные, и малолетние. Уголовному преследованию подвергались даже трупы преступников, а также животные и предметы, явившиеся причиной смерти человека. В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений. Всю совокупность норм, предусмотренных правом этого периода, можно разделить на три категории: преступления против религии (богохульство, атеизм, ересь, колдовство), преступления против государства (посягательство на короля и членов его семьи, измена королю, посягательство на безопасность государства), преступления против частных лиц. Наиболее тяжкими преступлениями считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. К последним относились заговор против министров, командующих королевскими войсками, губернаторов и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж. Наказания в этот период преследовали четко выраженную цель устрашения. Террор со стороны государства развращал людей, приучал их смотреть на жестокие казни с безразличием к страданиям казнимых. Типичный пример приводит исследователь Э. Аннерс: «Наказание фальшивомонетчиков, — пишет он, — состояло в том, что они должны были быть заживо сварены в масле или воде. 

Фальшивомонетчик должен был быть расплавлен так же, как он расплавлял металл, из которого чеканил фальшивые монеты»1. В уголовном праве четко проявилась и такая специфически средневековая черта, как явное несоответствие тяжести наказания характеру преступления. Виды наказания подразделялись на тяжкие наказания (различные виды смертной казни, вечная ссылка, пожизненная каторга), членовредительские и телесные наказания (отрезание языка, ушей, носа, бичевание плетьми), тюремное заключение и срочные каторжные работы, позорящие наказания (например, штраф с выставлением у позорного столба). Смертная казнь применялась в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д. Широко стало применяться и тюремное заключение, которое в более ранний период применялось главным образом церковными судами. В качестве основного и дополнительного наказания использовалась и конфискация имущества, что было выгодно королевской казне, когда дело касалось больших состояний буржуа. Одной из мер наказания, часто применяемых церковным судом, был так называемый интердикт. Это наказание могло выноситься церковной общине, священнику или простому человеку.

В частности, последний терял значительную часть своих юридических прав, в том числе право носить оружие, что во времена Средневековья было тяжелым лишением. Более суровая мера заключалась в отлучении от церкви. Судопроизводство, несмотря на усиливающуюся централизацию судебной системы, также оставалось архаичным и сложным. Судебная власть еще не была отделена от административной. Господствовал принцип суда равных, когда каждый мог судиться только с равным ему в социальной иерархии. Несвободное население, крестьян судили феодалы или их должностные лица. В некоторых частях Франции сохранялась сеньориальная юстиция. Самостоятельную систему представляли собой церковные суды, юрисдикция которых уже ограничивалась в основном внутрицерковными делами. Система королевских судов сохранялась в бальяжах, хотя их состав и компетенция постоянно изменялись. Важную роль, как и прежде, играли Парижский парламент и судебные парламенты других городов. В период феодальной раздробленности вплоть до конца XII в. судебный процесс оставался обвинительным, дело возбуждалось по инициативе истца (потерпевшего), судоговорение происходило в форме спора между сторонами, обладавшими равными процессуальными правами. В XI в. активно использовались пытки водой или железом. В случае дачи свидетельских показаний требовалось наличие двух свидетелей. Не могли свидетельствовать родственники, слуги или зависимые лица. Особым видом доказательств был судебный поединок. Его процедуру регламентировали правовые обычаи. Дворяне дрались верхом и в полном вооружении, простолюдины — палками. Духовные лица, женщины, дети и мужчины старше 60 лет могли выставлять вместо себя специальных бойцов. В правосудие активно вмешивалась церковь, зачастую ссылаясь на морально-теологические принципы. Соглашения, скрепленные клятвой, судебные дела о ростовщичестве и ренте (последняя была запрещена каноническим правом) и другие слушались церковным судом.

С начала XIII в. основным принципом процессуальной техники стала инквизиция. Суд обязан был устанавливать истину самостоятельно с помощью предъявленных доказательств. Обвинение поручалось особому человеку — обвинителю. В качестве основания для обвинения было достаточно слуха о совершенном преступлении. В этом случае судья должен был организовать следствие. Центральное место занимал допрос свидетелей. Решающее значение придавалось собственному заявлению и признанию ответчика. С утверждением абсолютизма окончательно закрепился розыскной процесс. Право возбуждения уголовного дела перешло к государственным органам, которые по собственной инициативе вели следствие и разыскивали преступника. Процесс подразделялся на две стадии: тайный розыск преступника и его изобличение и публичное, открытое судоговорение. Действовала система формальных доказательств: вес и значение каждого доказательства были определены законом. При розыскном процессе подразумевалась виновность обвиняемого.

Сеньориальная, вотчинная юстиция держалась на доходах от пошлин и штрафов, что порождало массовые злоупотребления. В тех случаях, когда виновными были феодалы, исполнение приговора достигалось иногда в результате ведения частной войны. Процедура рассмотрения судебных споров в истории феодальной Франции менялась. Старое правило, согласно которому каждый человек должен был судиться судом равных, со временем утратило силу. Простолюдинов судил сеньор. Со временем в городах появились свои суды, зависимые от состоятельных граждан. До XIII в. судебные приговоры считались окончательными и не подлежали обжалованию. Лицо, недовольное решением судей, могло вызвать их на судебный поединок и последовательно драться с каждым из них. Постепенно стало признаваться право обжалования любого решения сеньориального суда в королевский суд. В свою очередь в королевских судах допускалось обращение с апелляцией в более высокую инстанцию. Высшим апелляционным судом по гражданским и уголовным делам со временем стал Парижский парламент.


11.03.2015; 22:52
хиты: 872
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь