пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Французский классицизм. Анализ пьесы Расин «Федро».

Французский классицизм - обобщенное название нескольких этапов развития искусства Классицизма во Франции XVI--XIX в. Классицистическая традиция, не ослабевавшая на протяжении нескольких столетий, является главной особенностью французской школы. Поэтому во Франции, несмотря на господство католической идеологии не получил интенсивного развития стиль Барокко. Однако Классицизм во Франции, прежде всего в архитектуре, не был "родным" явлением, его привнесли итальянские художники. Другой важной особенностью развития искусства во Франции является его аристократический характер. Если культура эпохи Итальянского Возрождения формировалась в обстановке демократического движения городов и коммун за независимость, а художники своим творчеством утверждали свободу личности, то во Франции сам факт существования культуры зависел от объединения общества вокруг короля и кардинала. Французское искусство неразрывно связано с придворной жизнью и идеей абсолютизма королевской власти.

Ведущим направлением французского искусства, всей художественной культуры Франции XVII столетия был классицизм. Родившийся на волне общественного подъема, который переживала страна в первые десятилетия XVII века, классицизм стал выразителем передовых идейных тенденций эпохи-идеи национального единства, разумного и справедливого устройства общества, долга человека перед государством.

Гражданственный пафос - отличительная черта французского классицизма. Он выступал за глубокую содержательность искусства, чья миссия состояла в том, чтобы проповедовать идеи служения обществу и высокие нравственные принципы. Свой этический идеал деятели классицизма видели в античной культуре, а произведения мастеров Древней Греции и Рима служили для них примером искусства большого общественного звучания. Термин “классицизм” свидетельствует и об обращении к сюжетам древней истории и об ориентации на искусство классической древности, на ее эстетические нормы.

АНАЛИЗ:

1) Эта история о мучительной любви мачехи (Федры) к своему пасынку (Ипполиту), сына царя Афин - Тесея. И история эта начинается с того как Федра начинает страдать, вследствие чего заболевает и грезит о смерти. Энона (кормилица) опасается, что у Федры помутнение разума и решает все выяснить. Федра признаётся ей в грешной любви к пасынку. Приходит весть о смерти царя Тесея. Федра решается признаться Ипполиту в своих чувствах. Ипполит с ужасом её отвергает и бежит от неё. Является посланец с вестью о том, что Федра должна взять бразды правления государством на себя. Неожиданно Энона возвращается во дворец и сообщает, что Тесей жив. Федру охватывает страх и она задумывается о смерти во спасение себя. Но Энона уговаривает её на обман, дабы не обесчестить себя и детей. И решается оклеветать Ипполита. Тесей прогоняет Ипполита и просит бога моря Посейдона наказать его. Федра просит не причинять вреда Ипполиту. Тем временем Ипполит и Арикия решаются сбежать. Тесей в свою очередь пытается переубедить и доказать Арикии, что Ипполит лжец. Но она его, необъяснимым образом, заставляет усомниться. Тесей решается ещё раз поговорить с Эноной, но узнает, что та утопилась. Он пытается вернуть всё на место, однако уже поздно. Терамен (наставник Ипполита) сообщает о ужасной гибели Ипполита. Тесей винит во всём Федру. Та признается, что Ипполит был не виновен и кончает с жизнью, приняв яд.

тип фабулы

Тип фабулы: сплетения. Прослеживается несколько сюжетных линий. Эти линии являются отношениями между героями. Чётко прослеживается два любовных треугольника. Как линия Федры и Арикии между Ипполитом, так линия Ипполита и Тесея между Федрой. Это добавил Расин. У Еврепида и Сенеки Ипполит является женоненавистником.

Главная перипетия пьесы, на мой взгляд, является известия о мнимой смерти Тесея и его возвращения живым. Смерть Тесея приносит не горе, а облегчение, радость и энергию. После смерти все начинаю решать свои сердечные муки. Федра теперь может признаться Ипполиту в любви. А Ипполит может свободно прийти к Арикии, к своей возлюбленной. Ему не мешает закон отца. И Федра и Ипполит идут против природы и законов. В случае с Ипполитом закон олицетворяет Тесей. Однако весть о возвращении Тесея рушит их планы и надежды на любовь. Всё разворачивается против них. Тесей является тем героем, который мешает Ипполиту и Федре разрешить любовные страдания. Носителем перипетии является вестник. Но мы должны заметить, что в первом случае вестником является служанка Панопа, а во втором - уже кормилица Энона.

2) Главным конфликтом пьесы является противоречия внутри героев, внутри человека. Столкновение чувства любви, страсти и долга. Также пьеса написана во время классицизма и главным конфликтом является борьба человека со своим внутренним миром. Наиболее острый происходит внутри самой Федры. Она любит, но понимает, что это ужасно. Ее чувства против воли её, но поделать с этим не чего не может. Порой приходит к мыслям о смерти.

У Ипполита любовь вне закона, который олицетворяет Тесей. Арикия в которую влюблён Ипполит, находится под стражей. Её заточил Тесей. Поэтому чувства Ипполита нарушают закон. Даже не смотря на то, что для Ипполита отец авторитет. Но понять его можно. Так же как и у Федры его чувства сильны. И становясь прямым наследником он меняет закон.

Тесей в итоге сам свой закон отменяет. Он освобождает Арикию и она для него почти становится дочерью. Трактовать это можно по-разному. Но, по моему мнению, его поступок связан со смертью Ипполита. Он наконец открывает глаза. В память об Ипполите он становится ближе к Арикии.

Боги в этой пьесе несут наименьшее действие. Они упоминаются, но бездействуют. Боги слепы, а люди решают всё. Смерть Ипполита не как не связана с судьбой. Борьбы человека и судьбы здесь нет. Ипполит не борется с роком. Он борется за жизнь. Он не знал, какая участь его ждёт. Ипполит погибает даже после убийства «быка-демона», которого насылает на него Посейдон. Он возникает не просто так. В этом опять задействован Тесей. Он просит Посейдона наказать Ипполита за его грех, желая ему смерти. 

Исходной коллизией является запретная любовь. Кровосмешение. Федра идет против природы, любит противника, своего сына за престол. Она нарушает все устои человеческого мира. Ипполит так же выступает против законов. Он любит ту, которая вне закона. И закон отца для него не помеха. Но действовать он начинает только после «смерти» отца. Можно предположить, что без вести о смерти, Ипполит со временем «перегорел». Либо он вопреки воли отца похитил Арикию. Либо просто разлюбил или уехал прочь от этих страданий.

Завязка действия происходит, когда Понопа приносит весть о смерти Тесея. Федра решается рассказать Ипполиту о своих чувствах. Её признание приводит в ужас не только самого Ипполита, но и Энону.

Кульминация-пик тех самых событий после, которых ничего уже не вернёшь. И он наступает в то время, когда Энона решается на обман. Она убедила Тесея в том, что Ипполит напал на Федру.

Развязка наступает после признания Федры во лжи. Она решается на это, потому что смысл жизни потерян. Парадоксально, но чувства её мучили и в то же время были стимулом для жизни. Она не раз хотела покончить с жизнью. Но был предлог, чтобы этого не делать. У неё была надежда на ответную любовь. Но после того, как она узнала, что у неё есть соперница и именно ей Ипполит отвечает взаимностью, всё теряет смысл. В итоге она теряет Ипполита навсегда. Но для того, чтобы его оправдать, она принимает яд и кончает с жизнью. Она не смогла прожить остаток дней во лжи и собственных душевных муках. Её терзания не дали бы спокойно ей дожить до конца. Потеря рассудка, признание в любви, обман - всё это привело к ужасным последствиям. И Федра не может с этим не чего поделать. Ведь движущая сила внутреннего конфликта сильнее её воли. На всём пути Федра преодолевает преграды. Она борется со своим внутренним миром.

Федра грезит о самоубийстве. Любовь к Ипполиту сводит ее с ума, а точнее борьба, которая возникает между чувствами и законом, устоями общества.

3) Энона является лицом, создающим главную действующую силу. Без её участия не было бы кульминации. Вся интрига замешана на решениях и убеждениях. Она могла убедить Фёдру во всём. Но заметим, что Федра была ведома. Она была безумна, не мыслила рассудочно, и ей был необходим человек, который мог её подтолкнуть на отважный шаг, на то или иное действие. И в данном случае отважиться на обман. Энона помогала и на прямую влияла на развитие действия.

Образ Федры заставляет нас посочувствовать ей. Судьба её трагична. Став женой, Тесея она влюбляется в пасынка, но осуждает себя за столь преступные чувства. Она противна самой себе.

Но после всего происшедшего она оправдывает Ипполита и саму себя. Она откроет всю правду. Такое чувство, как будто страх ушёл и разум прояснился, но цена очень высока. Она жертвует собой.

Тесей герой очень двойственный. По началу это незаметно. Но в итоге он меняет закон и Арикия для него становится как дочь. Скорее всего он понимает что был неправ в отношении к Арикии. Освободив её, он сам нарушает свой же закон. Он узнаёт о гнусном проступке своего сына Ипполита, и выгоняет его прочь. Но при этом остается милосерден.

А в дальнейшем мы видим, что Тесей просит бога Посейдона наказать за проступок. Изначально разгневан на сына после разговора с кормилицей, однако, после беседы с Арикией, прежняя его решительность пошатнулась. Он начинает сомневаться в вине сына. Что могло на него так подействовать? Его смутило то, что Арикия не стала всего пояснять, она решила промолчать, взяв пример с Ипполита.

Благородным героем является Федра. Она, несмотря на все страдания и мучения, сознаётся и лишаёт себя жизни, приняв яд. Она потеряла надежду. Также благородной является и Энона. Она тоже покончила с собой. Ей не оставалось выбора. Федра оттолкнула её и обвинила во всех мучениях. Но ради Федры и чести она шла на всё.

У неё не было детей, она всю жизнь растила Федру и, по сути, считала её своей дочкой. С одной стороны, она кажется нам матерью, оберегающей своё чадо, однако в ней присутствует самая подлая низость. Она готова даже на обман, только бы спасти Федру. Любила она её искренне.

Она её оберегала и внушала ей, что собственная честь и честь детей превыше всего. И на пути сохранения чести даже смерть ничего не значит. Каждый из них ни на секунду даже не задумывался об отступлении от своих целей, стояли на своём до самого трагического конца. Федра до финала имела надежду на ответную любовь. Ипполит нарушал законы отца. Энона была с Федрой. И для неё всего остального не было, кроме Федры и её чести.

4) 

сюжетная пьеса трагическая

Жанром пьесы является трагедия. Основу составляют столкновения личности с честью и законом. Трагическая коллизия разрешается гибелью главного героя. Федра на всём пути страдает, и это губит её так же, как и Ипполита.


09.07.2014; 13:58
хиты: 89
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь