Советский кинооператор и кинорежиссёр. Лауреат двух Сталинских премий первой степени.
С 1937 года работал оператором киностудии «Союздетфильм». В Великую Отечественную войну был фронтовым кинооператором.
В 1957 году, во время съёмок фильма «Летят журавли», придумал и впервые применил круговые операторские рельсы.
Сумел сделать движение камеры частью реальной драматургии и средствами своего искусства выразить то, что скрывается в глубине человеческого сознания. Его кадр были настолько выразительным, что в нем одном ощущалось содержание и смысл всей картины.
Работа Урусевского-оператора началась с такими мастерами советского кино, как Владимир Легошин, Всеволод Пудовкин, Марк Донской, Юлий Райзман и Григорий Чухрай. Знаменательной для Урусевского оказывается встреча с Михаилом Калатозовым. Их совместная работа «Летят журавли» была отмечена «Золотой пальмовой ветвью» в 1958. Этот фильм стал для российского кинематографа поистине новаторским. Новым было все: и удивительная естественность актеров, и необычность характеров, и право человека на ошибки и падения, и, конечно, великолепная операторская работа.
По мотивам одноименного очерка Валерия Осипова тандем Калатозов–Урусевский снял фильм «Неотправленное письмо». Картина до сих пор является образцом изобразительного решения психологического фильма.
В последние годы своей жизни Сергей Урусевский пробует себя в роли режиссера. В 1968 году по мотивам повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары» он снял драму «Бег иноходца».