ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
Он сознательно опирался на факты самой действительности, давал часто точную хронологическую датировку событий.
На протяжении всей первой книги действие набирает высокий темп, а Шолохов тщательно расставляет временные вешки.
Хроникальность сюжетной канвы первой книги, ее стремительное движение не мешают воплощению широты и глубины происходящих в Гремячем Логу перемен. Народ (гремяченские казаки, крестьянство) в его решающих общественных выступлениях рисуется писателем в массовых сценах: собраниях бедноты, в «бабьем бунте», в столкновении Давыдова с покосчиками и даже на тайных сходках, которые сколачивает Половцев.
Массовые сцены первой книги «Поднятой целины» — основная пружина в развитии сюжета, его главные и напряженные узлы. Будучи событийно самостоятельными, они вместе с тем связаны между собой.
Внимательное прочтение глав «Поднятой целины», в которых дается непосредственное изображение раскулачивания, художественно-стилистический комментарий к ним убеждают, что картина, нарисованная Шолоховым, от эпизода к эпизоду становится все более широкой, сложной, трагичной. Писатель ни на шаг не отступил от правды жизни, показывая противоречия коллективизации, раскрывая нравственный аспект проблемы «человек и его выбор».
В развитии образов Нагульнова и Разметнова на протяжении романа тоже происходят заметные перемены. Мягкий, улыбчивый, отзывчивый на людское страдание, душевно ранимый Разметнов наделяется более зорким взглядом, нежели напряженный, всегда подозрительный к «контре» Нагульнов. Это не он, а Разметнов заметил нерабочие руки у заготовителей скота и усомнился в их профессии.
Рядом с Давыдовым и Разметновым Макар Нагульнов выделяется особой суровостью и резкостью. Он не признает разумной середины, не идет на компромиссы.
Писатель не идеализирует своих героев. Он рисует их такими, какими сформировала их эпоха, суровая, противоречивая, во многом трагическая.
В отличие от многих писателей-современников, Шолохов изобразил крестьянский мир не средоточием беспросветной тьмы и невежества, не олицетворением «идиотизма деревенской жизни», а с глубокой верой в творческие силы народа.