пользователей: 21241
предметов: 10456
вопросов: 177505
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


6. Архитектурный образ Софии (София Константинопольская, София Киевская и Новгородская: организация пространства, характер пространственного движения, особенности воплощенной в храме религиозной идеи).

Собор Святой Софии в Киеве был построен по инициативе Ярослава Мудрого в 1036 году. Поставлен собор – на поле битвы русской рати с печенегами. Собор Святой Софии имел общегосударственное значение. Это храм-митрополия. Посвящение храма Святой Софии – не случайно. Храм задуман как аналогия знаменитой Айя-Софии Царьградской (Константинопольской), главного храма Византии. Но архитектурный образ – совсем иной, нежели Айя-София. И это не потому, что храм, подобный Айя-Софии, невозможно было возвести. Киевская София воплощает собой другую идею, нежели Айя-София. Архитектура – это определенная организация пространства, движения в пространстве, движения – символически значимого. Чтобы прочитать идею храма, посмотрим на особенности его архитектуры. В плане: продольное членение его внутреннего пространства – 5 нефов, соответственно – 5 апсид = полукруглых объемов, выступающих на восточной стороне храма. Это основной четверик собора, в нем - вписанный крест. С трех сторон храм окружен 2 поясами галерей – высоких (закрытых) и низких (открытых). На западе - 2 лестничные башни. Перекрытие храма – позакомарное. Он имеет 13 глав. В экстерьере Софии Киевской: принцип иерархии архитектурных объемов, их поступенчатое движение вверх – стягивание к одной точке – центральному куполу. Этот принцип обусловил пирамидальность силуэта храма. Экстерьер храма – воплощение строгой организованности, симметрии. Его гармония динамична (динамика – следствие поступенчатого восхождения объемов). Семантика «организации» - и в кладке – ровной и орнаментированной. Сравним экстерьер Айя-Софии – монолитность, монументальность твердыни. Храм кажется единым объемом, увенчанным одним огромным куполом. В экстерьере подчеркнута статика, храм неподвижен и тяжел. В интерьере Софии Киевской:

  • Расчлененность пространства продольными нефами (продольное движение – по прямой с запада на восток).
  • Круговое движение в области центрального креста – спровоцировано расположением фресок – в три яруса, т.о. центральный крест нужно обойти трижды.
  • Движение пространства ввысь – в центральном нефе: сначала низкие потолки хоров (второго этажа), затем – коробовые своды и на месте средокрестия пространство «взрывается», резко взмывая ввысь – к центральному куполу. Теснота и полутьма боковых нефов сменяется простором и светом. Итак: контраст центра и периферии как света и тьмы.

Сравним интерьер Айя-Софии:  здесь выделена всепоглощающая роль подкупольного пространства: огромный центральный неф, перекрытый куполом и двумя полусферами. В интерьере господствует ритм криволинейных очертаний, крупных сверху, более мелких внизу. Дневной и ночной эффект купола, прорезанного 40 окнами. Зодчие создали эффект атектонической конструкции: скрыты за тонкими перегородками мощные столбы-опоры. Возникает впечатление «висения» или «парения» храма. Его  как будто держит Божия рука. Храм как будто снизошел сверху вниз – нерукотворное создание.  Разная архитектура – воплощает разную идею. Айя-София. Обретенное Царство Божие, Теократия = вселенская держава, где царь – Пантократор (Свет). Храм – воплощение обретенной Истины, образ готового Рая – в ожидании грядущего Царя. София Киевская. 

  • Экстерьер – единство множественности, храм = действительно, Собор. Передает Смысл времени – собирание земель в государство с единым центром. Эпоха Ярослава = время организации, упорядочивания социального бытия – по иерархическому принципу (соподчинения).
  • Интерьер – духовный путь, движение, рост, здесь воплощена идея Евхаристии, приобщения к Благодати, идея Просвещения светом христианской Истины.

В целом в архитектуре собора Святой Софии – основные смыслы эпохи, которые можно передать в таких ключевых понятиях: Собирание, Централизация, Организация, Иерархия, Целостность культуры, понятая как единство множественности. Кроме того -  Просвещение, Путь к Истине. София Киевская – поистине смысловая энциклопедия эпохи.  Принятие христианства на Руси не означало мгновенного отказа от языческих ритуалов, обычаев, праздников.  Фрески в башнях Святой Софии изображают некое светское празднество, в котором участвуют музыканты-скоморохи с медведями. Это зрелище еще не воспринимается как противоверное.  Впоследствии на стенах храмов такие сцены будут исключены или представлены лишь с целью обличения. Скоморох будет главный противник и враг попа. Дальнейшая история Софии Киевской напрямую связана с ослаблением Киева как государственного центра, с утратой его бывшего могущества.  София Новгородская  повторяет в уменьшенном размере Софию Киевскую, это тоже монументальный 5-нефный храм с 12 крещатыми столбами с первоначально открытой галереей, превращенной в закрытую паперть, как считают некоторые искусствоведы, уже в процессе строительства (открытая галерея не подходила к  суровым климатическим условиям севера).  Соотношение размеров:

   София Киевская имеет подкупольный квадрат со стороной 9 метров;  София Новгородская – подкупольный квадрат со стороной 6, 15 м. (почти на три метра меньше). Высота Софии Киевской от уровня пола до центрального купола – 28,5 м.; высота Софии Новгородской – 30, 8 м. (почти на два метра выше). Таким образом, новгородский храм Софии выше, но уже. Но внешний облик, экстерьер Софии Новгородской совсем иной: здесь, по сравнению с Софийским собором Киева, ослаблена ступенчатая пирамидальность архитектурной композиции (она отчасти сохраняется только со стороны апсид). В целом София Новгородская – огромный, монолитный куб. Ее экстерьер демонстрирует характерные черты ранненовгородского архитектурного стиля:

1. Собор выложен из дикого камня – из валунов неправильной формы и разной  расцветки. Кладка: валуны свободно «плавают» в растворе, отсюда впечатление первозданно-природной фактуры, скалы.

2. Монументальная спаянность, замкнутость, тяжеловесность архитектурного объема (открытые галереи с аркадой – чужеродный элемент для такого стиля, ибо они внесли бы в здание легкость, динамику).

3. Асимметрия архитектурных объемов и членений:

  • В Софии Новгородской 5 нефов, но 3 апсиды (крайние приделы не имеют апсид; зато апсиды пристроены к паперти, но они совсем другой формы – значительно ниже и шире).
  • Асимметрия куполов: уравновешенную систему пятиглавия нарушает 6 купол – мощный купол башни на западе.
  • Асимметричность архитектурного образа подчеркнута завершениями его фасадов, где ни один силуэт не повторяет другого. Например, со стороны южного фасада: 1. линия перекрытий Мартирьевской паперти; 2. выше - иной  очерк линии перекрытий четверика; 3. еще выше - иной силуэт купольной композиции.
  • Асимметрия неравномерных членений фасадов лопатками, например, южный фасад: 2 широких прясла, два узких и широкая стена башни.
  • Асимметрия окон: на разной высоте и разной формы.

4. Барабаны – тяжелые, приземистые, прорезаны окнами, но не так часто, как в Киеве. Купола имеют шлемовидную форму.

5. Декор – минимальный: крупный аркатурный пояс на верху барабана.

Вывод. Если София Киевская – единство множественности, храм-град, собирательный образ динамически устремленных ввысь архитектурных объемов, то София Новгородская – образ монолитной, статичной твердыни, храм – неподвижно-грозная крепость, застава богатырей, олицетворение Софии как «Нерушимой Стены».


23.07.2014; 18:50
хиты: 2277
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
наука об азии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь