пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ


4.Провиденциальный путь русской истории в Повести временных лет. Летопись и эпос: время, пространство, герой

.

 

ПВЛ дошла до нас в составе Лаврентьевской летописи 1377г. ПВЛ доводит события истории до 1113г.(это как бы основа) далее монах просто пишет, продолжает современную ему историю.

Провиденциальный путь Русской истории:

По Нестору.

  1. Провиденциальное событие на Руси. Посещение апостолом Андреем тех гор, где впоследствии будет возведен Киев.
  2. 852г.- дата заимствована из греч. Хроник. То место где впервые упоминается русская земля
  3. 862г. –Призвание варягов (Начало княжеской династии Рюриковичей)

События, изложенные в ПВЛ,- от потопа до 1113г.

Для летописца правда - не факт, а то, что должно быть, отвечающее воле Бога.

События согласно с волей Провидения

События, нарушающие Провиденциальный замысел истории

852г – первое упоминание русской земли в Византийской хронике

 

863г – легенда о призвании варяг; конец распрей, начало собирания славянских племен и земель

 

882г – Олег Вещий

 

898г – призвание первых учителей славянской азбуки Кирилла и Мефодия для Болгарии и Моравии

 

915-945г – Игорь Рюрикович и Ольга, покорение древлянам

 

 

946г – княжение Святослава

 

980г – языческий пантеон, религиозная реформа Владимира

988г – крещение Руси

 

 

1015г – смерть Владимира, народ отказался платить дань Киеву. Убийство Бориса и Глеба

1016г – Ярослав Мудрый: храмостроительство и книжное просвещение

 

1054г – смерть Ярослава Мудрого, триумвират Ярославичей

 

 

1064г – Прислав Полоцкий, война Ярославичей

 

1067г – битва за Нимигии

 

1078г  - распри, Олег Святославович. Битва на Нежатиной  Ниве

1078-1093гг - Всеволод

 

1096г – союз Владимира Мономаха и Святополка Изяславовича, разгром половцев

 

1097г – Любяческий съезд

 

 

Эволюция образа князя: от воителя к просветителю. Князь- неединственный герой, так же просветитель – монарх и святые.1)Князь­­­­-воитель   2)князь-просветитель  3)святые князья Борис и Глеб    4)монах  5) просветитель, святой-преподобный Параллельно к летописи формируется устный эпос, где богатырь тоже культурный герой (былины)

Эпос и Летопись

Древнерусская летопись (ПВЛ) формируется в первой половине 11 века, «строится» на протяжении восьми десятка лет. В это же время развивается народный героический эпос

Эпос и летопись – два разных взгляда на историю – сверху (со стороны князей и просвещенной элиты) и снизу – со стороны народной почвы.   Или: точка зрения этноса и государства (соответственно – языческая и христианская)

                                                                                                          Летопись

Пространство

 

Обобщенно-условное пространство                              Локализованное, конкретное прос-во

«своей» земли. Оппозиция «своего» и                          городов,  удельных княжеств, других

«чужого» пространства.                                                      земель и стран.

Эпический центр – Киев, но в целом -                                     Иерархия пространства (центр и однородность пространства                        периферия). Сакральный Центр –

                                                                                   Иерусалим (Царьград – Киев и т.д.)

 

Этническая значимость пространства.

Передвижение в пространстве =                           Этическая значимость пространства.

самоутверждение этноса, расширение               Передвижение в пространстве = духовный

национального тела.                                              рост или падение («хождения» в Иерусалим или Индию = путь праведника или грешника).

 

Время

 

Эпическое время = идеализированное               Конкретно-историческое время

Прошлое.                                                                 (в год такой-то).

                                                                                 

Завершенное, замкнутое, остановленное                       Незавершенное, открытое, текущее

 

Прошлое = Начало Рода-Этноса     завершено     Телеология времени = грядущая цель

сполна, «Золотой век».                                          Провиденциальное обоснование событий.

 

Циклическое (вечное обновление Начала)         Линейное («от» и «до»).

 

Приоритет пространства (ценность                     Ценность времени (движения к

родовой  территории).                                            идеальному будущему)

 

Герой

 

Собирательный образ народа                              Исторические лица, нет вымышленных

Воин-богатырь («храбр»)                                       имен. Князья и воеводы, посадники

                                  

Эволюция: в самых ранних былинах -                Эволюция культурного героя в летописи:

вождь-волхв (см. ниже примечание);                 князь-воитель, князь-просветитель,

 позднее прообразом                                             святые князья Борис и Глеб,

былинного героя стал знаменитый                      Христов воин = монах-подвижник

легендарный воевода (Добрыня,

Александр Попович)

В целом:

 

Родовой взгляд на историю                                  Государственный взгляд

 

Историческая цель этноса -                                   Цель государства –

самоутверждение,                                      путь духовной реализации,

обретение территории,                                          строительство культуры -  этнического единства,                                             в соответствии с

родовой сплоченности        и силы                       провиденциальной волей  

 

 


29.06.2014; 12:33
хиты: 868
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
наука об азии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь