пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

3.Становление системы литературных жанров: какие из них оказались наиболее востребованными в эпоху Киевской Руси. Что такое - жанры-ансамбли?

 

Жанры: церковные( Евангелия, притчи, псалмы…) и светские(летопись, повесть, законы, договоры…..)

Мы получили уже готовую лит-ру , охристианенную благодаря болгарам. Христианизация происходила на родном языке.

На Русь пришел культ книги из Византии.

Оригинальным жанром др.русской лит-ры является летопись. Это объединенный жанр, т.к в него вкл хроники событий и поучения гос.деятелей.

Ветхий Завет в Киевской Руси воспринимали как предысторию. Новый завет- новыя история. Адекватно показать во времени историю можно лишь через направленное во времени повествование. Таким повествованием на руси становится летопись.

Летопись- «жанр-ансамбль». Включает в себя:

  1. Погодная запись- по годам датировка событий. Датировка неприрывная.
  2. Книжные жанры летописи- это договоры юридические деловые..
  3. Агеографические жанры- история монаха, монастыря…
  4. Византийские хорники- цитаты
  5. Фольклорные источники ПВЛ-дружинные предания, легенды

Ань, житие это не самый востребованный жанр!

Житие 

Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т. е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. 

Каноны жития 

Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога. 
Святой рождался святым, а не становился им. 
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве. 
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти. 
Святой не боялся смерти. 
Заканчивалось житие прославлением святого. 
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба. 

Древнерусское красноречие 

Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: 

Дидактическое (поучительное) 
Политическое 
Торжественное 
Поучение 

Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» . В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам. 

Слово 

Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве» . Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии.

 


29.06.2014; 12:33
хиты: 115
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
наука об азии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь