ст. Бондаренко. http://rusarch.ru/bondarenko2.htm )
Главным городом полян был Киев.
Каждое городское поселение обладало специфическими чертами, имело свое неповторимое лицо: "старшие" города, столицы земель-княжений, по масштабам отличались от удельных. Города различались системами фортификации, количеством и плотностью населения. Индивидуальность городского центра определяется многими факторами, том числе преобладающей ролью тех или иных его функций, разнообразием их сочетаний. Город был неразрывно связан с природным окружением, как бы вырастал из него и в то же время осваивал и покорял его в интересах человека. Город был особым социальным организмом, моделирующим в себе основополагающие устои духовной и материальной культуры средневекового русского общества. Его идеальный образ, который нельзя сводить к одним лишь архитектурным моделям, имел теологическое значение. Часто именно в градостроительных терминах определялись средневековыми богословами важнейшие христианские истины.
Образ города, прежде всего, был связан с идеей защиты, «оберега», если применить языческий термин. Причем магическая сила этого оберега должна была соединяться с его реальной обороноспособностью. Земляные валы, окружавшие города, создавали как бы идеализированный образ горы. И недаром, наверное, родственны сами слпрэова «гора» и «город». Город был священной горой, неприступной твердыней. За его валами и стенами нередко полностью скрывалась вся застройка.
Подобно стенам города торжественно освящались и «оклады» отдельных зданий, в первую очередь культовых. Храм, дом и город имели некое внутреннее родство, общую универсальную символическую основу. Это были не столько взаимодополняющие части одного целого (они могли существовать и независимо друг от друга), сколько разные формы воплощения Макрокосма в Микрокосме. Крепостное ядро города можно было, таким образом, сопоставить со зданием, с неким архитектурным монументом, иногда очень пластичным, доминирующим над подвластной ему территорией
Образ города мог и растягиваться, разворачиваться, распространяясь на все большую и большую территорию. Его пропорции при этом менялись до неузнаваемости. Стены окольных городов бывали совсем лёгкими, в XVI — XVII вв. их чаще называли острогами, а не городами. Однако образ города, редуцируясь, не исчезал все же полностью никогда в пределах человеческих поселений, где каждая жилая ячейка имела свою «городьбу». Понятие города было связано не только с образом горы, но и с идеей преграды, что, может быть, еще важнее, хотя и то и другое — неразрывно связанные по своей этимологии термины. Выделение преград, границ даже очень больших территорий наделяло их важнейшим признаком определенности, измеримости, а отсюда и освоенности, и уже давало намек на зарождение в них градостроительного образа. Идея города растворялась в природе и в то же время, выделяясь из природы, она как бы обращалась к человеку, постоянно сопровождая и «обрамляя» всевозможные проявления его жизнедеятельности.
Можно сказать, что основополагающей функцией архитектуры и градостроительства было создание необходимых барьеров, преград между разными пространствами — «своим» и «чужим», освоенным человеком и служащим ему, и внешним — неизвестным, опасным и враждебным. Понятно, почему в таком случае столь большое внимание уделялось точкам входов, воротам и дверям. Древние римляне, например, ставили у городских ворот статуи двуликого Януса — посредника между мирами. В средневековой Руси над воротами всегда или сооружались церкви, или устанавливались в киотах иконы. Часто также ставились церкви и часовни рядом с воротами — для их духовной защиты.
Проходя через городские ворота, человек попадал в разные по своей значимости пространства. Вполне закономерно, что пространство внутри детинца являлось самым значимым и самым священным. Оно было очень неоднородным и в пределах одной крупной городской зоны, поскольку в этой зоне располагались разные по значимости объекты. Доминирующее положение детинца оказывалось все же неабсолютным, ткань города имела полицентрическую структуру со сложной многоступенчатой системой субординации. Особенно это касалось крупных городов, которые и возникали на базе целых гнездовий поселений, и в дальнейшем, в пору своего расцвета, включали в себя сразу много притягательных в градостроительном отношении точек: храмов, княжеских дворов, позже, в централизованном государстве, — административных учреждений, приказов, различного рода подворий и конечно же торгов, которые возникали и в центре города, и у ворот, и у пристаней, и на верхних посадах. Исключительно большое значение приобрели с течением времени монастыри, располагавшиеся как вдали от городов, так и в их центрах, и среди посадов, и на ближних и дальних подступах к городам, где они иногда становились «сторожами» — передовыми форпостами, говоря языком другой эпохи. Стены монастырей могли приобретать крепостной характер.
Города в соответствии со своим положением в общей иерархической системе имели разные величины, разные степени богатства и композиционной сложности. Малые городки часто имелиукрепленным один лишь детинец, тогда как более крупные города получали по нескольку предградий и гораздо большее число архитектурных доминант.
На Руси не было империи, и русские города, также как и сидевшие в них князья, соподчинялись между собой по принципу старшинства. Примерно то же можно сказать и о соотношениях храмовых построек в пределах одного древнерусского города. Как показывает сопоставление в общем масштабе разных по значимости храмов в целом ряде городов, главные соборы в них всегда имели размерное превосходство над всеми остальными. Вторым по величине был княжеский родовой храм или храм наиболее почитаемого монастыря. Далее по нисходящей шли великокняжеские дворцовые и посадские приходские церкви. Совсем миниатюрными могли быть домовые церкви, а также придельные церкви и часовни, в большом числе строившиеся и в городах, и в пригородах, и в селах. Масштаб доминирующих построек в городе нарастал, таким образом, от второстепенного к главному, от периферии к центру. С большой выразительностью этот принцип запечатлелся, например, в Киеве, где на подступах к Софийскому собору со стороны Золотых ворот были возведены три подобные ему, но меньшие по размерам храма, оттенившие его масштабное превосходство в ансамбле «города Ярослава»
Древнерусский город: 9-10 века
- Город формировался как союз родственных общин поселений
- Гос.статус города. Его независимость
- Аграрный характер города преобладал над ремесленными и торговыми
- Трехступенчатая структура власти( Военный вождь-князь с дружиной--- Совет племенной знати, старшая дружина бояре-----Вече общегородская сходка
11вв. Родственный принцип объединения сменяется территориальным. Город центр территории, вкл в себя пригороды. Объединение по территориальному принципу и есть иерархия городов. (Ростов старый город, Суздаль его пригород, Владимир пригород Суздали)
12вв. Стремление пригородов к обособлению.
Структура Киевского гос-ва:
- Киев- общерусский центр. Мать всех городов. (НО) Местное самоупр. Младших городов, которое является центром своих земель.
- Город-центр земли (НО) Местное самоупр пригородов.
- Князь-центр.власть (НО) Самоупр. Городских концов.
Структура гос-ва федеративная.
Древнерусский город связан с окр. Пространством с учетом ландшафта. Как правило город создавался на возвышенности на «стрелке»- соединение 2-х рек. Город окр. Естественным водным окружением. Город имел валы и искусственные укрепления. Характер строительства по принципу привязки. Непосредственно к деревянной стене привязывался пояс пристроек(хозяйственных,жилых…) Здания делали доп. Оборонительный пояс.
Языческий город – одухотворение природой. Для него характерна стихийнойсть, непроизвольность застроек. Нет организующего волевого начала. Пр-во природы более сокрально чем пр-во человека.
Христианский город- формировался по принципу четкой упорядоченности и иерархии. Сокральное пр-во города, профанное пр-во природы. Христ. Город имел стену, сначала деревянную, потом каменную- символическое значение. Стена- ф-ия разделения пространств, сфер. Город имел ворота (Золотые в Киеве и Владимире) – переход из несокральной сферы в святое пр-во. Ворота венчались церковью.
Иерархия городов на земле- 1. Иерусалим, 2. Константинополь 3. Киев. Все ост города не такие важные и не такие священные.
Русские земли: 1. Киев,2. Новгород-Великий,3. Чернигов,4. Полоцк.
Иерархия князей- 1. Великий князь2. Меньшие князья.
Иерархия городского пр-ва: 1. Центр(детинец)2. Кремль – самое укрепленное место в городе.город в городе. 3. Пасад- за пределами кремля, слабоукрепленное место города.
Иерархия архитектуры: Терем-князь; Изба- пасадники; Землянка-смрад.
Трансплантация на Русь Византийской культуры- просто взяли и перенесли т.е если перенесли веру, токультура идет прицепом. На Руси нет основы поэтому мы берем не выборочно, а все. Заимствование- это осознанный выбор и берут только то что хотят( т.е выбирают).
Трансплантация византийского крестовокупольного храма……