пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

30. Проза литературной молодёжи. Евангулов, Фельзен, Газданов.

ЕВАНГУЛОВ Георгий Сергеевич

(1894, Грузия - 31 июля 1967, Гамбург, Германия)

    Писатель.
    В эмиграции с 1921, жил в Париже. Работал инженером на заводе «Shell». Участвовал в работе кружка «Гатарапак» (1921), объединений «Палата поэтов» (1921), «Через» (1924), «Кочевье» (с 1928). С 1922 регулярно проводил в Париже свои творческие вечера. В 1929 устроил костюмированный бал-маскарад по произведениям русских писателей. Опубликовал книги стихов «Белый духан» (Париж, 1921), «Золотой пепел» (Париж, 1925). В 1930-1934 жил в Ницце. Участвовал в 1930 в образовании ниццкого литературного кружка «Четверг», был его секретарем, выступал на его собраниях. Провел два своих вечера (1930,1934). Выступал с литературными докладами, в том числе о И.А. Бунине (1933), участвовал в Дне русской культуры (1934). Член Объединения писателей и поэтов, участвовал в его вечерах и собраниях. Печатался в «Современных записках». В 1942 выступил на вечере газеты «Парижский вестник», в 1947 сделал доклад о советской литературе на вечере Союза советских патриотов (ССП). Автор романа в стихах «Необыкновенные приключения Павла Павловича Пупкова в СССР и в эмиграции» (Париж, 1946). Сотрудничал в «Новом журнале», «Новом русском слове», «Русской мысли».

Юрий Фельзен (настоящее имя Николай Бернгардович Фрейденштейн24 октября 1894Санкт-Петербург — 13 февраля1943концлагерь Освенцим) — русский писатель, прозаик, литературный критик, представитель «литературной молодёжи» в русской эмиграции.

В Риге вышел первый прозаический сборник Фельзена.

В конце 1921 году Фельзен эмигрировал в Берлин, а в 1924 году переселился в Париж, где прожил долго, фактически до наступления Второй мировой войны. В Париже Фельзен проживал в семье сестры и поступил на службу в банк, а также участвовал в организации многих коммерческих сделок, являясь, по сути, маклером. Период 20-х — 30-х годов в жизни Фельзена — время активного участия в литературной жизни русского Парижа, что выражалось в посещении такого известного кружка, как «Кочевье», а также в постоянном участии в заседаниях прославленного эмигрантского литературного клуба «Зелёная лампа». Во время этих заседаний Фельзену удалось наладить тесные отношения с Д. С. Мережковским и З. Н. Гиппиус, а также с Г. В. Адамовичем. Помимо посещения заседаний в этих организациях, Юрий Фельзен также активно участвовал в деятельности философических «воскресений» Мережковского, а также зарекомендовал себя как довольно активный участник Союза молодых писателей и поэтов.

В 1935 году был избран на пост председателя Объединения писателей и поэтов. Неоднократно Фельзен принимал участие в организации выставок международной русской книги, много и плодотворно сотрудничал с издателями эмигрантских русскоязычных газет, публиковал критические статьи о собратьях по перу (например, оБорисе Поплавском). Секретарь редакции в журнале «Числа».

После оккупации Парижа скрывался от депортации, несколько раз подвергался арестам в Париже и Лионе, был освобождён по ходатайству Владимира Вейдле. Арестован в феврале 1943 года при попытке перехода швейцарской границы как иностранный подданный еврейского происхождения, 11 февраля 1943 года под номером 170 отправлен конвоем № 47 через Дранси в концентрационный лагерь Освенцим, где сразу по прибытии 13 февраля умерщвлён в газовой камере.

В литературных читательских кругах эмиграции Фельзен получил прозвище «русский прустианец», поскольку в его творчестве преобладала техника «потока сознания». Актуализация прустианской эстетики была обусловлена спецификой мироощущения творческого поколения эмигрантов, которое в критических кругах получило название «литературной молодёжи». В частности, идейно-стилистическая направленность их творчества предполагала стремление к повествованию о внутреннем мире лирического героя, которому были присущи непреодолимая тяга к «бесконечности» в восприятии художественной действительности и желание оправдать своё место в мире абсурда, который окружал людей, вырванных из контекста своей прошлой идеализированной жизни. К представителями эстетической школы «литературной молодежи», помимо Фельзена, можно причислить Гайто Газданова и Георгия Саркисовича Евангулова, избравших для себя условно «новые» художественные методы отражения «разрушенной» действительности.

В творчестве Фельзена преобладают мотивы субъективного искательства, непрекращающейся меланхолии, но в то же время художественному мироощущению автора свойственная оригинальная лирическая зоркость. Лирический герой Фельзена (например, Андрей Завадский в повести «Неравенство» — молодой эмигрант, окутанный флёром трагического осознания своей «неусмиренности» и «беспокойности», принадлежащий к типу «парижского мечтателя», он — «безопорный человек с навязчивым духом одиночества и несвободы», который вынужден заниматься непрекращающимся поиском точных слов для литературного отображения «нелюбимой» действительности, кажущейся абсурдной и неустроенной. Ему присущ комплекс литературного «лишнего человека», образ которого проходит причудливую трансформацию в эмигрантской «молодежной» литературе, по сути сохраняя все основыне признаки. Его можно считать своеобразным литературным двойником автора, неспособным адаптироваться к закрытой для него среде, вынужденного размениваться на быт, а каждое выражение устремленности к духовному в условиях господства деструктивной повседневности может быть воспринято как его личностный подвиг. Лирическая героиня Фельзена максимально опоэтизирована «мечтателем», к ней обращено возвышенное чувство повествователя, в итоге она превращается в единственную опору для героя, ищущего в ней некое духовное успокоение; она предстает Прекрасной дамой, воплощающей в себе идеал мечущегося мечтателя-эмигранта. Фельзен избирает для себя новаторскую жанровую форму, обращаясь к эпистолярной исповеди, в большой степени проникнутой лиризмом, субъективным восприятием жизни, что неизбежно вызывает у читателя ощущение искренности рассказчика.

Фельзена с полным на то основанием считали писателем для писателей, а не для широкой публики

Гайто́ (Гео́ргий) Ива́нович Газда́нов (осет. Гæздæнты Иваны фырт Гайто) (23 ноября (6 декабря1903Санкт-Петербург — 5 декабря 1971Мюнхен) — русский писатель-эмигрант, прозаик, литературный критик, досточтимый мастермасонской ложи «Северная звезда».

В 1923 году переехал в Париж, где прожил большую часть своей жизни. Был портовым грузчиком, мойщиком паровозов, слесарем на автозаводе «Ситроен», преподавал французский и русский языки. Порой, когда он не мог найти работы, вынужден был жить, как клошар, ночуя на улице. Четыре года учился на историко-филологическом факультете Сорбонны, изучал историю литературы, социологию, экономику. Долгие годы (1928—1952), уже будучи известным писателем, был вынужден работать ночным таксистом. В романе «Ночные дороги» (1941) нашло отражение знакомство Газданова с парижским дном. Лишь после войны книга «Возвращение Будды», имевшая большой успех, принесла ему финансовую независимость.

Его первый роман «Вечер у Клэр» вышел в 1929 году и был высоко оценен Буниным и М. Горьким, а также критиками русского зарубежья.

В 1932 году через писателя и критика Михаила Осоргина Газданов вступает в масонскую ложу «Северная звезда». В ней Газданов занимал ряд должностей, а в 1961 году стал её досточтимым мастером[5].

Критика признала его и Владимира Набокова самыми талантливыми писателями молодого поколения. В Париже он стал членом Союза молодых писателей и поэтов, переименованного в Объединение писателей и поэтов в 1931 году. Уже в 1934 году вошёл в число руководителей Издательской коллегии. Завоевав высокую литературную репутацию, Г. Газданов регулярно печатался в «Современных записках», считавшихся самым авторитетным периодическим изданием эмиграции, участвовал в литературном объединении «Кочевье». В «Кочевье» он читал свою прозу, а также выступал с докладами о В. Розанове, А. Ремизове, И. Бунине, В. Маяковском.

Газданов хотел вернуться на родину, для чего в 1935 году обратился с просьбой о помощи к М. Горькому, но тот не успел выполнить данного обещания, умерев в 1936 году. В этом же году Газданов женился на Фаине Дмитриевне Ламзаки, родившейся в семье одесских греков.

В 1937 году И. А. Бунин в интервью белградской газете особо отметил в русской эмигрантской литературе «младших писателей», из прозаиков назвав Сирина, Газданова, Берберову (в таком порядке).

В годы войны Газданов оставался в оккупированном Париже. В своей квартире с помощью жены укрывал евреев, помогал им. Так, он помог М. Слониму перебраться на неоккупированную часть Франции. С 1942 года принимал участие в движении Сопротивления, вступил в партизанскую бригаду, созданную советскими пленными. Работал в подпольном журнале: издавал информационные бюллетени. Его жена работала как связная между парижской группой «Русский патриот» и беглыми советскими военнопленными. В 1947 году Газданов с женой получают французское гражданство. С 1953 года и до конца жизни Газданов работал журналистом и редактором на радио «Свобода», где, под псевдонимом Георгий Черкасов, вёл передачи, посвящённые русской литературе.

Несмотря на известность и всеобщее признание, работу таксиста Газданов смог оставить лишь после того, как вышел в печать его роман «Призрак Александра Вольфа». Роман сразу по выходе был переведён на основные европейские языки.

Отличительной особенностью писателя является его тяготение к экзистенциализму, в особенности это наблюдается в поздних произведениях Газданова. Персонажей этих романов и рассказов можно охарактеризовать как странников, совершающих реальные и метафорические путешествия к смерти, путешествия, грозящие духовными переворотами. Душа человека, как правило, недоступна окружающим и ему самому не всегда ясна. Требуется определённая ситуация, может быть, даже опасная, чтобы скрытое стало явным. Персонажи оказываются в экстремальном положении, совершают преступления, потому что не ведают понятия «грех». Однако при этом христианские идеалы им близки и понятны: любовь к ближнему, сострадание, неприятие бездуховности. В какой-то мере можно утверждать, что герои живут в искажённо-религиозном пространстве, что, возможно, стало следствием увлечённости писателя масонством. Прозе Газданова присуща чувственная выразительность, ощущение дыхания жизни, ценности каждого мгновения.

В его произведениях сочетается порой жестокое, порой лирическое изображение жизни и романтико-утопическое начало. В раннем творчестве заметно движение от изображения всего сущего (экзистенционального бытия человека) к должному, к утопии, идеалу. Проза Газданова рефлексивна. Повествование в наиболее характерных, «газдановских» вещах ведётся от первого лица, а всё описываемое: люди, места, события — подаётся через призму восприятия рассказчика, сознание которого становится осью, соединяющей разнообразные, иногда, казалось бы, никак не связанные звенья повествования. В центре внимания оказываются не события сами по себе, а рождаемый ими отклик — черта, роднящая Газданова с Прустом, с которым, кстати, его часто сравнивали. Эта особенность газдановских текстов часто вызывала недоумение современной автору эмигрантской критики, которая, отмечая необыкновенное чувство слова и ритма, признавая магию рассказчика, тем не менее сетовала на то, что произведения эти, в сущности, «ни о чём» (Г. АдамовичН. Оцуп). Причиной такого амбивалентного отношения со стороны критики был отказ Газданова от традиционного построения фабулы. Произведения его часто строятся на сквозной теме: путешествие, с целью обретения любимой, а через неё и самого себя — в «Вечере у Клэр», судьба и смерть — в «Призраке Александра Вольфа» и т. д. Здесь нет фабульной стройности, но есть, по выражению М. Слонима, «единство настроенности». Центральная тема объединяет, удерживает в своём поле внешне не связанные элементы сюжета, переход между которыми часто осуществляется по принципу ассоциации. Так, в рассказе «Железный лорд» огромное количество роз на Парижском рынке и их запах дают толчок памяти рассказчика — он видел такое же количество роз один раз, в «большом городе южной России», и это воспоминание воскрешает давно прошедшие события, составляющие основу рассказа. Критики, к примеру Л. Диенеш, видели в Газданове писателя-экзистенциалиста, близкого по духу к А. Камю.

 


09.07.2016; 01:11
хиты: 118
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь