Мельников доказывал, что изобразительные системы являются своеобразными знаковыми системами на примере изобразит искусства.
Египтологи установили, что за три тысячелетия своего существования вся египетская культура развивалась в таком направлении, чтобы внушить человеку важность лишь вечного, непреходящего, наиболее устойчивого. Поэтому и изображаемый на картине объект должен был быть показан таким образом, чтобы каждая его часть предстала в наиболее выгодном, для подчеркивания именно ее устойчивости, ракурсе. Если объектом был человек, то его голову нужно было представить в профиль, поскольку он менее подвержен изменению под влиянием смены настроения, освещения и т.п. <именно так в подавляющем большинстве случаев изображают головы выдающихся людей на медалях, орденах, монетах, марках и в настоящее время>, пропорции частей рук и ног тоже остаются более инвариантными, если на них смотреть сбоку, но наиболее характерные черты глаза или верхней части торса легче уловить, если смотреть на них прямо, и т.д.
Начиная с эпохи Возрождения, художник озабочен желанием показать на картине не столько объект, сколько - через отношение к объекту - свое "я". Поэтому художник самвыбирает точку показа объекта, ракурс его рассмотрения, и картина отражает не сущность вещей, а их кажимость для художника. Поэтому одна фигура на картине оказывается большой, а другая - малой лишь потому, что так они представляются взгляду художника, выбравшего по своему желанию точку показа.
Иной взгляд на объект изображения и иной замысел, а соответственно, иной набор и изобразительных эталонных образов знаков, и их значений, и грамматических средств их связывания - у автора иллюстраций к русским хроникам. Смыслом картины является отражение сущности описываемых событий во всех фазах их развития. Например, как это блестяще показывает в своих комментариях Д.С.Лихачев, на упоминавшемся рисунке из хроники показано, как к Дмитрию Донскому стекаются пешие и конные воины, как идут они к Дону и как, по приказу князя, плотники, замыкающие шествие, разбирают мосты, чтобы не было ни у кого соблазна во время предстоящего боя повернуть назад. Этой же потребностью отразить все фазы развивающегося события легко объяснить отмечаемое Ю.М.Лотманом обилие глаголов в произведениях А.С.Пушкина или удивительную «плотность» действий и действующих лиц в романах Ф.М.Достоевского.