Основоположник- Роман Ингарден, польский исследователь.
Ведущая идея рецептивной эстетики - представление о том, что художественное произведение реализует свой потенциал только в процессе контакта текста с читателем.
Главным научным центром, профилировавшим теорию и методику рецептивной эстетики, выступает университет г. Коооонстанца (ФРГ), в котором преподавали ведущие представители данного направления: профессора-филологи романист Ханс Роберт Яусс и англист Вольфганг Изер.
Центральным понятием у Яусса является термин «горизонт ожидания», обозначающий комплекс эстетических, социально-политических, психологических и прочих представлений, определяющих отношение автора к обществу, а также отношение читателя к произведению. «Горизонт ожидания» читателя формируется, с одной стороны, собственно-литературными факторами (известными читателю литературными нормами, в первую очередь, жанровыми), с другой – внелитературными (в широком смысле – это жизненный опыт читателя). Горизонт ожидания текста постоянно изменяется, и это непременно должно приниматься во внимание в случае каждого нового обращения к данному произведению.
Другой представитель рецептивной эстетики – В.Изер отводит читателю роль сотворчества; другими словами, читатель должен силой воображения заполнить так называемые пробелы в тексте.
«Пустые места» текста – то средство, при помощи которого автор обращается к сознанию читателя с целью активизировать это сознание, вызвать его на диалог, включить его в интерактивную ситуацию чтения.
Таким образом, главным постулатом рецептивной эстетики является выдвижение на первый план процесса коммуникации читателя с текстом.