Рола́н Барт (фр. Roland Barthes; 12 ноября 1915, Шербур — 25 марта 1980, Париж) — французский философ-постструктуралист и семиотик.
Известный труд Р. Барта «Критика и истина».
Р. Барт писал: «Критика не есть наука. Наука изучает смыслы, критика их производит». Критика именно не реконструирует смыслы, а творит их. В процессе критической деятельности происходит конфликт интерпретаций, «ответов», рождается новый смысл, каждая новая эпоха продуцирует эти смыслы, обращаясь к одному тексту.
Первый подход Барт назвал "наукой о литературе", второй - "критикой".
Под "наукой о литературе" (дисциплиной, которую у нас обычно именуют "общей поэтикой") Барт разумеет своего рода "универсальную грамматику" литературной формы, то есть общие правила построения литературного дискурса как на микро-, так и на макро-уровнях, начиная с правил образования тропов и фигур и кончая композицией и сюжетосложением. В данном отношении задачи общей поэтики аналогичны задачам "Риторики" и "Поэтики" Аристотеля.
Литературоведческие интересы самого Барта с начала 60-х гг. все больше и больше перемещаются в область самих смыслов, что видно не только из "Критики и истины", но и из более ранних работ, таких, как "Две критики", "Что такое критика?", "История или литература?".
В работе "История или литература?" Барт поясняет, что задачей "критики" является – найти и обозначить скрытый смысл текста.
Р. Барт настаивал на том, что художественное произведение несет в себе множество смыслов, выявляемых как на уровне самого произведения, так и на уровне Текста.
Р. Барт обосновал идею о том, что в тексте есть три смысла:
1) Информативный уровень: смысл как коммуникация;
2) Символический уровень: смысл как значение;
3) Уровень «означивания»: открытый смысл.