пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

44. Искусство как разновидность гипноза. Несущественность проблемы истины, проблемы адекватности искусства объективной реальности в представлении интуитивистов.

 

В отличие от рационализма, И. истолковывает интуицию, несмотря на всякого рода оговорки, какиррациональный акт познания, в к-ром якобы преодолевается противоположность между субъектом иобъектом, знанием и бытием, связывает интуицию с инстинктом, подсознательным, религ. верой, спризнанием трансцендентного и возможности непосредств. общения с ним. Соответственно этому, одной изважнейших особенностей И. является критика разума и понятийного (единственно возможного) мышлениявообще. Интуитивное видение мира рассматривается как отрицание научной картины мира, к-раязаменяется идеалистич. интерпретацией представлений обыденного сознания. Такое толкование интуициивесьма близко к мистич. представлениям о наитии, вдохновении свыше, откровении, озарении, слиянии сбожеством и т.п.

Антинауч. интуитивистская концепция слияния субъекта с объектом преподносится обычно как отрицаниегносеологич. индивидуализма, субъективизма, эгоцентризма, как т. зр. последоват. объективизма, благодаряк-рой якобы постигается, что знание не есть отражение действительности, а есть сама действительность, к-рая соответственно этому должна быть определена как знание-бытие (Н. Лосский). Было бы неправильнопоэтому рассматривать И. как лишь гносеологич. теорию, противостоящую материалистич. теорииотражения, но не претендующую на создание своего собств. интуитивистского учения о бытии.Интуитивистское устранение "расщепления" мира на субъект и объект прежде всего означает отрицаниеобъективной реальности, независимой от познающего субъекта и обладающей чувственновоспринимаемыми и логически постижимыми свойствами и формами. Учение Гуссерля офеноменологической редукции, исключая реальный мир из рассмотрения, рассматривает как истинный мирлогич. сущностей, значений, смыслов, постигаемый интуитивным видением. Подобно тому, "...как можнонепосредственно слышать звук, можно созерцать "сущность", сущность "звука", сущность "вещного явления",сущность "видимой вещи", сущность "образного представления", и т.д. и, созерцая, высказывать сущностныесуждения" (Гуссерль Э., Философия, как строгая наука, см. "Логос", кн. 1, М., 1911, с. 31). Эта аналогия собычным восприятием показывает, что одним из гносеологич. источников И. является мистификацияреального, действительно непосредственного в своей основе восприятия человеком объективнойдействительности. 


26.06.2016; 16:33
хиты: 110
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь