Эмиль Эннекен (Геннекен) (Emile Hennequin, 1858—1888) —французский критик.
Известным Эннекена сделала его книга «La critique scientifique» (русский перевод — «Опыт построениянаучной критики», СПб., 1892), в которой он устанавливает основные принципы «эстопсихологического»метода исследования литературных явлений.
Эннекен исходит из того, что литературные произведения следует рассматривать с трёх точек зрения:эстетической, психологической и социологической. Исследователь литературы должен прежде всего выяснитьособенности эмоций, возбуждаемых данным произведением, и средства (язык, персонажи, сюжет,композиция и т. д.), которыми они вызываются; затем обрисовать свойства психики писателя, находящиесвое объяснение в особых свойствах его мозга, и наконец установить связь, существующую междухудожником и обществом.
Эннекен утверждает, что художник не зависит от общественной жизни. Полемизируя с Тэном, он указывает нато, что одна и та же эпоха давала совершенно разных писателей (например, Л. Толстой и Достоевский).
Центр тяжести не в них, породивших того или другого художника, а в его таланте. С точки зрения Эннекена, те произведения оказывают воздействие,которые воплощают психические особенности, однородные с психическими особенностями читателя. Попамятникам искусства можно восстановить психологию общества, но не потому, что общественная средаобусловливает их появление, а вследствие того, что они группируют вокруг себя людей, родственных поскладу психики.
В игнорировании вопросов генезиса литературных явлений и заключается слабость теории Эннекена. Говоряо взаимоотношениях писателя и его почитателей, Эннекен однако принужден признать, что то или другоеотношение читателя к произведению обусловлено опытом, то есть теми условиями, в которых читатель живёт. Если восприятие произведения зависит от условий жизни, то и сама «родственность душ» есть результат этихусловий. С другой стороны, если известная психическая организация читателей создается условиямиобщественной жизни, среды, то нет основания делать исключение и для психической организации писателя.Эннекен в своей критике тэновской теории влияния общественной среды на художника открыл её наиболееуязвимые пункты (недифференцированность понятия «общественная среда»).
Первая задача эстопсихологического изучения — это анализ составных частей произведения: того, что оновыражает, и способа выражения. Вторая — это построение на основе научной психологии психо-физиологической гипотезы, уясняющей при посредстве данных, добытых указанным анализом, интеллект,выражением которого эти данные являются. Наконец — исследователь рассматривает всякое произведениекак выражение психологии тех, кому оно нравится. При всей социологической неточности этих формулировокв них ценно главное: Эннекен идет к общественной психологии. В основе его психологического изучениялежит анализ поэтического произведения, того, что оно выражает, и способа выражения. Это сближаетметодологию Эннекена с научным литературоведением.
П. н. возникло в недрах сравнительно-исторического языкознания в 50‑х гг. 19 в. под влиянием философии языка В. фон Гумбольдта (см. Гумбольдтианство) как реакция на господствовавшие логические воззрения на сущность языка. Основатель П. н. — Х. Штейнталь. В России его крупнейшим представителем был А. А. Потебня (см. Харьковская лингвистическая школа). Подходя к языку со стороны психологии говорящих, П. н. подчёркивало теснейшую связь языка и мышления.
Александр Афанасьевич Потебня — крупнейший представитель психологизма в России, выдающийся языковед-теоретик, историк славянских языков и фольклора. Среди широкого круга проблем, по которым он высказывался, комментируя, в частности, труды Гумбольдта и Штейнталя, основное место занимает проблема связи языка и мышления.
Потебня считал, что язык мог возникнуть только вместе с мыслью, сознанием, что язык постоянно развивается и совершенствуется исключительно в силу потребностей мысли, которая бессознательно стремится к созданию новых категорий. Будучи орудием сознания, сам язык есть создание бессознательное. Новые языки более совершенны, чем древние, потому что заключают в себе больший капитал мысли.
Эти идеи Потебня блестяще подтвердил анализом обширного фактического материала из истории синтаксиса славянских языков. Изучая историю языка, Потебня стремился постичь историю мышления.
Большим вкладом в теоретическое языкознание явились также его высказывания о происхождении языка, о значении слова, об отношении слова и понятия, предложения и суждения, о проблеме язык и народ, а также его яркая критика логицизма и натурализма в языкознании.
Потебня. Труд Мысль и язык. Учение о внутренней форме слова.