пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

34. Философская основа культурно-исторического метода. Учение И.Тэна о расе, среде и моменте как об определяющих предпосылках художественного творчества.

 

 

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА в литературоведении -интеллектуальная традиция в Европе, возникшая в середине 19 в. Основоположником и главным теоретикомшколы был французский ученый И. Тэн.

Последователи в России: А.Н. Пыпин, Н.С. Тихонравов.

В основуконцепции культурно-исторического направления был положен философский позитивизм Конта, отчасти«биографический метод» в литературной критике Сент-Бева, культурологические концепции позднихнемецких просветителей и романтиков и французской романтической историографии (Ф. Гизо и О. Тьерри).

Позитивизм - философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. идея очищения науки от метафизики. Наука сама себе философия. Предложили стадии человечества: теологическая, метафизическая, позитивная.

успехи естествознания, общий подъем науки: с позиций К.-И.Ш.,филология как наука должна руководствоваться точными методами изучения фактов, быть подчиненапринципам доказательства, точности, логическому объяснению явлений искусства.

Основная особенность К.-И.Ш. - ее историзм, выдвигаемый в качестве главного метода исследования.Представители данного учения стали рассматривать художественное произведение как «дух» (мысли инравы) народа в различные исторические периоды его жизни. Исходя из этого положения утверждалосьравноправие искусства каждого народа, времени, стиля, велась переориентация литературоведения наизучение закономерностей развития культурно-исторического мира.

 В теоретических исследованиях И. Тэнаакцент делается на установление закономерных связей между фактами (отдельными произведениямиискусства). Характерные особенности произведения искусства, по Тэну, объясняются «расой» (врожденнымнациональным темпераментом), «средой» (климатическими и природными условиями, социальнымиобстоятельствами) и «моментом» (влиянием традиций). Таким образом, объясняемый факт как бырастворялся, терялся в массе многочисленных разносторонних факторов. Естественно-научные принципы,генетический подход переносился в область исследования художественных произведений, Тэн проводил аналогию между дарвиновским естественным отбором и развитием искусства: в обществе создаются условия, при которых одни формы искусства умирают, другие - выживают и размножаются. Стремление уподобить науку о «духе» науке о природе, перенести в историю литературы эволюционистские схемы привело к игнорированию собственно эстетической природы искусства.

Произведения литературы рассматривались теоретиками школы в качестве ценнейшего историческогодокумента, «памятника» своей эпохи, по которому успешно можно изучать лишь историю общественноймысли. К.-И.Ш. - не замечала самостоятельности искусства, не учитывала индивидуальность художника,поэтому многие представители направления видели свою задачу в накоплении «фактов», во введении внаучный оборот многочисленных литературных памятников и избегали выработки целостных концепцийистории развития литературы. В условиях России, когда литература была единственным средствомвыражения общественных идей, данная теория становится приоритетной областью литературоведения.Крупнейшими теоретиками и практиками этой школы были Пыпин, Тихо-нравов, А.А. Шахов, братьяВеселовские и др. Особый интерес для школы представляли памятники этнографии, народного творчества,древней литературы. Русские представители направления исходили из мысли о тесной связи литературы идействительности, из понимания произведения искусства как памятника определенной культурно-исторической эпохи, игнорируя при этом собственно литературные законы развития. В результате такогоподхода был снижен интерес к специфическим литературным проблемам: жанрам, направлениям,поэтическим приемам и формам.

К заслугам К.-И.Ш. относятся вклад всоздание историй национальных литератур, подготовка принципов сравнительно-историческоголитературоведения. Школа установила закономерность литературного развития, его поступательныйхарактер, накопила опыт текстологического анализа.


26.06.2016; 16:33
хиты: 92
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь