пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

31. Мифологический подход в рус. лит-ведении XIX в. (Афанасьев, Миллер, Буслаев)

МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – научное направление в фольклористике и литературоведении 19 в., возникшее в эпоху романтизма.  Первоосновой творчества считается миф, фольклор, религия. Как особый метод сформировалось в 30-ые г. 19в. в Западной Европе, хотя еще со времен Средневековья существовала герменевтика – истолкование священных изотерических текстов, которая имела филологическое и мифологическое понимание.

Философская основой классической мифологической школы стала эстетика романтиков Шеллинга, братьев Шлегеллей, которые утверждали, что в основе всякой культуры, литературы оказывается мифология, в ней следует искать «ядро, центр поэзии». Целенаправленно идеи стали развиваться в период формирования романтизма, когда возродился интерес к легендарному прошлому, фольклорным жанрам.   

 В последствии эти идеи развивали братья В и Я. Гримм, с именами которых в 20-30-е 19 в. связано окончательное оформление М.Ш. Мифология, по утверждениюбратьев Гримм, есть форма первобытного мышления, «бессознательно творящего духа», средствообъяснения человеком окружающего мира.
Теорию европейской мифологической школы разработали фольклористы братья Гримм в книге «Немецкая мифология».

Используя принципы сравнительного метода, фольклористы противопоставляли сказки с целью выявления общих моделей, образов, сюжетов.

вЕвропе развивалась в двух направлениях: этимологическом (лингвистическая реконструкция мифа) ианалогическом (сравнение сходных по содержанию мифов).

Приверженцем «этимологического» направления в России был Ф.И.Буслаев, полагавший, что все жанры фольклора возникли из мифа.

В России мифологический метод распространяется в середине 19в. Его классики – Буслаев, Афанасьев, Пропп. Миллер.
Буслаев рассматривал миф с этимологической точки зрения, как лингвист, культуролог, утверждая, что в основе мифологических сюжетов оказываются объективные факты и явления. Касается мифов топонимических, объясняющих различные названия. (В «Повести временных лет» объясняется название города Киев. Напр., во многих волшебных сказок отражаются различные природные явления: сказка о колобке связано с образом луны).

Фундаментальный труд русской мифологической школы является книга Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природе». Афанасьев систематизирует славянскую мифологию; не стремясь к упрощенному наивному способу объяснения образов и символов мифологии. Поэтому книга имеет важное историческое значение. В конце 19- начала 20в. мифологическая школа становится этнографической. Напр., исследование Максимова «Русский народ», «Неведомая и нечистая сила» (2 тома), где перечисляется система мифических персонажей.   

Мифологическое направление в процессеразвития обогащалось теорией литературного заимствования, теорией эвгемеризма (мифологическиебожества возникли в результате обожествления человеком великих людей), антропологической теорией(теорией самозарождения мифологических сюжетов). Такое многообразие концепций ослаблялоэффективность мифологического подхода к произведениям древней словесности. В результате возникланеобходимость в некой объединяющем начале, коим стал принцип сравнительно-исторического изученияпроизведений древнерусской литературы и фольклора. Таким образом, в процессе развития М.Ш.формируется школа сравнительной мифологии (А.Н. Афанасьев, О.Ф. Миллер, А.А. Котляревский). Заслугапредставителей этой ветви состоит прежде всего в том, что они собрали и исследовали огромное поэтическоенаследие русского народа, сделали его предметом всемирного изучения, заложили основы сравнительногоизучения мифологии, фольклора и литературы. Существенным недостатком М.Ш. было стремление найти«мифологический» аналог любому, самому незначительному явлению, герою, поэтому ряд теоретическихвыводов школы был отвергнут последующими направлениями.


26.06.2016; 16:33
хиты: 99
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь