Классицизм (от лат. classicus — образец) — направление, возникшее в европейском искусстве и литературе XVII века, опиравшееся на культ разума и представление об абсолютном (не зависящем от времени и национальности) характере эстетического идеала. Отсюда главной задачей искусства становится максимально возможное приближение к этому идеалу, наиболее полное выражение получившему в античности. Поэтому принцип «работы по образцу» является одним из основополагающих в эстетике классицизма.
Эстетика классицизма нормативна; «неорганизованному и своевольному» вдохновению противопоставлялась дисциплина, строгое соблюдение раз и навсегда установленных правил. Например, правило «трех единств» в драме: единство действия, единство времени и единство места. Или правило «чистоты жанра»: принадлежность произведения к «высокому» (трагедия, ода и др.) или «низкому» (комедия, басня и др.) жанру определяла и его проблематику, и типы героев, и даже развитие сюжета и стиль. Противопоставление долга чувству, рационального — эмоциональному, требование всегда жертвовать личными желаниями ради общественного блага во многом объясняется огромной воспитательной ролью, которую классицисты отводили искусству.
Наиболее законченную форму классицизм получил во Франции (комедии Мольера, басни Лафонтена, трагедии Корнеля и Расина).
Русский классицизм возник во 2-й четверти XVIII века и был связан с просветительской идеологией (например, представление о внесословной ценности человека), характерной для продолжателей реформ Петра I. Для русского классицизма уже в самом его начале была характерна сатирическая, обличительная направленность. Для русских классицистов литературное произведение не самоцель: оно — только путь к совершенствованию человеческой натуры. Кроме того, именно русский классицизм большее внимание уделял национальным особенностям и народному творчеству, не ориентируясь исключительно на зарубежные образцы.
Большое место в литературе русского классицизма занимают стихотворные жанры: оды, басни, сатиры. Разные аспекты русского классицизма отразились в одах М.В. Ломоносова (высокий гражданский пафос, научная и философская тематика, патриотическая направленность), в поэзии Г.Р. Державина, в баснях И.А. Крылова и в комедиях Д.И. Фонвизина.