Художественный метод — это принцип (способ) отбора явлений действительности, особенности их оценки и своеобразие их художественного воплощения; то есть метод — категория, относящаяся как к содержанию, так и к художественной форме. Определить своеобразие того или другого метода можно, только рассмотрев общие исторические тенденции развития искусства. В различные периоды развития литературы мы можем наблюдать, что разные писатели или поэты руководствуются одними и теми же принципами осмысления и изображения действительности. Другими словами, метод универсален и напрямую не связан с конкретными историческими условиями: мы говорим о реалистическом методе и в связи с комедией А.С. Грибоедова, и в связи с творчеством Ф.М. Достоевского, и в связи с прозой М.А. Шолохова. А черты романтического метода обнаруживаются как в поэзии В.А. Жуковского, так и в рассказах А.С. Грина. Однако в истории литературы есть периоды, когда тот или иной метод становится главенствующим и приобретает более определенные черты, связанные с особенностями эпохи и тенденциями в культуре. И в этом случае мы уже говорим о литературном направлении. Направления в самых разнообразных формах и соотношениях могут проявляться в любом методе. Например, и Л.Н. Толстой, и М. Горький — реалисты. Но, только определив, к какому направлению принадлежит творчество того или другого писателя, мы сможем понять различия и особенности их художественных систем.
Литературное течение — проявление идейно-тематического единства, однородность сюжетов, характеров, языка в творчестве нескольких писателей одной эпохи. Часто писатели сами осознают эту близость и выражают ее в так называемых «литературных манифестах», объявляя себя литературной группой или школой и присваивая себе определенное название.
Проблема художественного метода связана с характеристикой литературного процесса; причем эта категория является спорной, т.к. в западной эстетике вообще не выделяется. Термин «метод» в русском литературоведении сложился в 20-ые – 30-ые г. в связи с проблемой метода познания действительности; метода философии и социологии. В литературоведении 20-30-х г. метод связывался с марксизмом, материализмом, атеизмом, т.е. имел мировоззренческое содержание. Понятие «метода» заменило более емкую, искусствоведческую категорию стиля. Термин греческого происхождения и буквально обозначает «способ какого-либо действия» (не только художественного). В искусстве методом называют наиболее общий способ эстетического отношения к действительности. Метод обозначает наиболее особенности образного преломления действительности, который устойчиво повторяется в творчестве разных писателей и образуют разные направления.
Категория метода имеет абстрактную, теоретическую природу, потому что метод формулируется как обобщение многообразных конкретных природных явлений, которые возникают в литературном процессе. Когда метод теоретически разработан, он начинает активно влиять на творчество отдельных писателей в качестве художественной модели.
Литературные течения – более частное, более узкое деление литературного процесса, которое может ставить либо идейные, либо эстетические задачи.
Напр., в рамках реализма были разные течения: революционно –демократическое течение («Современник»), почвенническое (связано с национальным, религиозно патриархальным мировоззрением),также существовали западники и славянофилы; консервативно-охранительное течение (творчество К.Леонтьева) и т.д.
Понятие литературной школы обычно связывают с эстетическими задачами, которые формулируются в виде литературной программы, литературного манифеста. Напр., как литературная школа в рамках серебряного века оформлялся акмеизм, имажинизм, который Мандельштамп называл московской метафорической школой. Понятие «школа» обычно связано с деятельностью какого-либо крупного художника и его последователей: некрасовская школа (реально не существовала); «цех поэтов» Гумилева (реальные собрания молодых поэтов, где он учил их, как писать).
Понятие художественной системы в его наиболее широком значении можно определить как специфически художественную разновидность исторически складывающегося типа общественного сознания и деятельности обладающую своими содержательными компонентами и своим типом связи между ними, а следовательно, и своими самыми общими особенностями художественной формы. В истории мирового искусства это такие художественные образования, как античная классика, гуманистическая литература Возрождения, классицизм, литература Просвещения XVIII в. романтизм реализм модернизм.
... Понятие художественной системы в данном здесь значении определяет основную форму исторического развития литературы. Поэтому необходимо далее определить соотношение этого понятия с другими понятиями, в которых также изучаются закономерности историко-литературного процесса, - с творческим методом, литературным течением, литературным направлением, стилем.