Гимн |
Гимн – хвалебная песнь божественным силам, – одно из наиболее элементарных художественных образований, лежащих в основе всего мирового литературного развития. В новейших литературах под гимном (немецк. и французск. – hymne, итальянск. inno, английск. hymn) подразумевается лирическая пьеса, выражающая празднично-приподнятое чувство, возникающее под влиянием какого-нибудь замечательного события или исключительного переживания или складываемого в честь некоего высокого лица. |
Инвектива |
Инвектива [позднелат. invectiva (oratio) – бранная речь, от лат. invehor – бросаюсь, нападаю], резкое обличение или сатирическое осмеяние реального лица или группы лиц; обычно сопровождается некоторым сдвигом в реальности изображения; характеризуется структурной и смысловой двуплановостью, нередко выдвигающей на первый план личные обвинения в целях общественного опорочивания. |
Мадригал |
Мадригал (от итал. mandra – стадо, прованс. mandre – пастух) – первоначально стих. из сел. жизни, пастушеская песнь, вид идиллии. Позднее – лирич. стихи вольной формы, чаще всего содержащие комплимент (обычно женщине), преувеличенно лестную характеристику. Жанр «интимной» (салонной и альбомной) рус. дворянской поэзии 18 – нач. 19 вв. М. встречается у А. П. Сумарокова, Н. М. Карамзина, К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. |
Ода |
Ода (от греч. песнь) – поэтич. жанр, сложившийся в эпоху классицизма. Исторически связан с торжественной хоровой лирикой Др. Греции (у дорийцев), соединявшей религ. гимны с песнопениями в честь отд. лиц. В России О. (термин введен В. К. Тредияковским – «Торжественная ода о сдаче города Гданска», 1734 Песня (песнь) |
Песня – одна из форм словесно-муз. искусства. П. могут быть эпич., лирич., лиро-эпич. и лиро-драматич. Эпические П. (рус. былины, укр. думы, гайдуцкие и юнацкие П. юж. славян) отражают те или иные историч. явления и имеют, как правило, развитую повествовательность. Наоборот, в лирических П. повествоват. начало развито довольно слабо, в них выражено идейно-эмоциональное отношение к событиям. Различные жанры нар. лирики отличаются друг от друга характером выражаемых эмоций. Лиро-эпические П. – причитания и нар. баллады органически сочетают повествовательное и эмоциональное начала. Примером лиро-драматических П. являются игровые и нек-рые хороводные П., содержание к-рых разыгрывается. |
Послание |
Послание – письмо в стихах. Еще Гораций дал образцы таких посланий, имеющих у него то совсем частный характер, то затрагивающих темы общего значения. Особенно знаменито его письмо De arte poëtica (об искусстве поэзии). В первой половине 19 века были также распространены послания. «Мои пенаты» (1812) Батюшкова (к Жуковскому и Вяземскому) вызвали ответ Жуковского: «К Батюшкову», а затем (в 1814 г.) и подражание Пушкина «Городок». |
Романс |
Романс – обычно под Р. разумеют соединение стхотворения и музыки, как пения под аккомпанемент фортепиано (редко другого инструмента или оркестра). |
Сонет |
Сонет (итал. sonetto, от прованс. sonet – песенка) – твердая стихотв. форма: стихотворение из 14 строк, разделенных на два 4-стишия (катрена) и два 3-стишия (терцета); в катренах повторяются только 2 рифмы, в терцетах – 2 или 3. |
Стихотворение |
Стихотворение – написанное стихами произведение, сравнительно небольшого размера. В этом смысле С. именуются поэтич. произведения разных типов и жанров (напр., ода, элегия, баллада, сонет и т. д.). |
Стихотворение в прозе |
Стихотворение в прозе – название, применяемое к некоторым произведениям художественного слова. Стихотворение в прозе обладает своими отличительными признаками, сближающими его и с стихотворной, и с прозаической речью, и служит промежуточной стадией между той и другой. Одним из характеризующих признаков стихотворения в прозе служит его небольшой размер. Так, редкое из стихотворений превышает четыре-пять печатных страниц. У И. Тургенева, признанного мастера этого жанра, из пяти десятков подобных пьес лишь одна достигает почти трех страниц («Два четверостишия»): остальные не достигают и двух. «Как хороши, как свежи были розы», «Конец света» – занимают около полутора, «Воробей», «Черепья» не занимают и страницы. |
Элегия |
Элегия (греч.) – жанр лирич. поэзии. В антич. лит-ре отличит. признаком Э. был особый размер, т. н. элегический дистих. Родоначальником Э. считается Каллин (1-я пол. 7 в. до н. э.). В Др. Греции Э. писали также Тиртей, Мимнерм, Солон, Феогнид, Фокилид, Ксенофан и др. Их стихи охватывали широкий круг тем и мотивов: прославление войны и доблести ее участников, любовь, философ. размышления, политич. и нравоучит. сентенции. Рим. элегики Катулл, Галл, Тибулл, Проперций, Овидий культивировали гл. обр. любовную Э., но и в их стихах наряду с миром интимных чувств и ситуаций находит место и более широкая проблематика. Рим. Э., вызвавшая впоследствии многочисл. подражания, явилась одним из важнейших антич. источников европ. любовной лирики и вплоть до 19 в. оказывала значит. воздействие на развитие элегич. жанра. |
Эпиграмма |
Эпиграмма(от греч. букв. – надпись) – 1) в антич. поэзии – короткое лирич. стихотворение произвольного содержания. Жанр Э. развивался в Греции из кратких стихотв. сентенций (бытующих в устной словесности мн. народов; |
Эпитафия |
Эпитафия – (от греч. надгробный) – надгробная надпись, обычно стихотворная. Первоначально связана с культом мертвых и заботой о посмертной славе. Тип Э., характерный для европ. культуры, сложился в античности; здесь стихотв. Э. была употребительна и как реальная надпись на могильной плите и как фиктивная надпись, существующая лишь в сборнике стихов.
|