Термин «теория» в словарях характеризуется как «логическое обобщение опыта», «система» главных идей в той или иной сфере знаний, раскрытие ее закономерностей.
Всякая теория – единство двух уровней познания: а бстрактно-философского и опытного, эмпирического. Оба уровня соотнесены в тонкой диалектической связи, и любой перекос – дорога к односторонним выводам эмпириков-верификаторов, отдающих приоритет опытному знанию, либо конвенционалистов, опирающихся на абстрактные выводы вне опыта.
И хотя, по заявлению австрийского физика Л. Больцмана, «нет ничего более практичного, чем хорошая теория», выход от теоретической формулы к какому-либо практическому положению возможен лишь через ряд опосредованных ступеней, тонких переходов.
Но и теоретический вывод не всегда вытекает из практического примера. Так, не всегда можно подыскать литературное произведение с точной тематической или жанровой характеристикой.
Принято выделять три функции теории:
а) систематизирующую;
б) объяснительную;
в) прогностическую (предсказательную).
Эти особенности распространяются и на теорию литературы.
Предмет изучения теории литературы – художественная литература, которая представлена здесь в формах научных систем.
Совокупность научных знаний о художественной литературе в целом дана в науке, обозначенной как литературоведение, где теория литературы, наряду с историей литературы и литературной критикой, характеризует один из специфических аспектов художественной литературы.
Если история литературы изучает процесс развития художественной литературы, особенности ее периодизации, а литературная критика вырабатывает принципы и приемы ее оценки, то теория литературы – наука о специфике литературы как вида искусства, принципах и приемах анализа художественного произведения, творчества писателя в целом, особенностях литературного процесса и его категорий.
Опытный аспект теории литературы, как и других литературоведческих наук, представляет собой работу над текстом, который выступает в данном случае как единственная реальность художественного произведения. Теория литературы, таким образом, реализуется в текстологии, библиографии, источниковедении – науках вспомогательных.
В теории литературы широко используются наблюдения и выводы других наук: языкознания, истории, психологии, эстетики.
Методология теории литературы – это теория научного познания, научная диалектика в применении к художественной литературе и принцип историзма. Материал второго раздела данного учебника – изложение принципов различных литературоведческих школ и систем – можно рассматривать как методологический и применять к конкретным литературным явлениям.
Теория литературы как наука возникает в России наряду со своим предметом – с самой художественной литературой. Ее элементы можно найти у автора «Слова о полку Игореве» и у других представителей древней русской литературы; значительный вклад в теорию литературы внесли ученые, поэты и писатели XVIII в. Но как система научных теоретических принципов, опирающихся на общую теорию познания, философию, теория литературы формируется в работах А.С. Пушкина, в трудах революционных демократов, ученых академического направления. Разрабатываются учения о художественном методе, типизме, жанрах, стилях.
Связана с текстологией (изучает текст как таковой: рукописи, издания, редакции, время написания, автор, место, перевод и комментарии), палеографией (изучение древних носителей текста, только рукописи), библиографией (вспомогательная дисциплина любой науки, научная литература по тому или иному предмету), библиотековедением (наука о фондах, хранилищах не только художественной, но и научной литературы, сводные каталоги).