пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

11. Социальная стратификация, Исторические типы стратификации.

 

<p> </p>

<p>Социальная структура – это устойчивая совокупность элементов, а также связей и отношений, в которые вступают группы и общности людей по поводу условий их жизнедеятельности [2, с. 80]. Исходным элементом социальной структуры общества является че- ловек. Более крупные элементы социальной структуры: социальные груп- пы, социальные слои (страты), классы, социальные общности и т.д. Социальная структура, таким образом, отражает «вертикальный срез» общества, однако все составляющие элементы в обществе располо- жены в определённой иерархии, её отражает социальная стратификация («горизонтальный срез»).</p>

<p><strong>Социальная стратификация </strong>(лат. stratum – слой, fasio – делаю) – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоёв общества. Понятие стратификации позаимствовано социологией из геоло- гии, где обозначает положение пластов различных пород по вертикали. <strong>Социальная страта</strong> – это множество людей внутри большой груп- пы, обладающих определённым видом и уровнем престижа, полученного благодаря своей позиции, а также возможности достичь особого рода мо- нополии. Иногда в литературе используется тождественное стратификации 117 понятие «социальное расслоение» (т.е. деление на слои). Термин «страти- фикация» фиксирует не только процесс поляризации населения на бедных и богатых, но и конечный результат расслоения, когда возникает средний класс [3, с. 17]. Явление стратификации характерно и для современных и для доиндустриальных обществ.</p>

<p>Существуют 4 основных исторических типа социальной стратификации.</p>

<p><strong>1. Рабство – крайняя форма неравенства, когда одни индивиды являются собственностью других.</strong></p>

<p><strong>2. Каста – группа, члены которой связаны происхождением или правовым положением, принадлежность к которой является наследственной, переход из одной касты в другую практически невозможен. В Индии было 4 касты, отделенных нормами ритуальной чистоты. Большие касты делились на подкасты. Характерной чертой кастовой системы была эндогамия (запрет неравных браков).</strong></p>

<p><strong>3. Сословие – группа, обладающая закрепленными обычаем или законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословия основывались на земельной собственности. Характерная черта сословия – наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий.</strong></p>

<p><strong>Своего совершенства сословный строй достиг в средневековой Западной Европе. Как правило, выделяется два привилегированных сословия - духовенство и дворянство - и третье, включавшее в себя все остальные слои общества.</strong></p>

<p><strong>4. Классы обладают рядом особенностей, отличающих от трех других стратификационных систем:</strong></p>

<p>1) Классы не опираются на закон и религиозные традиции, принадлежность к классу не связана с наследованием привилегий, закрепленных законом или обычаем.</p>

<p>2) Индивид может стать членом класса благодаря своим усилиям, а не только «получить» его при рождении.</p>

<p>3) Классы возникают в зависимости от разницы в экономическом положении групп индивидов, неравенства во владении и контроле над экономическими ресурсами.</p>

<p>4) В других стратификационных системах неравенство выражается, прежде всего, через персональные взаимоотношения долга и обязанностей – между рабом и господином, помещиком и крепостным. Классовые системы, напротив, функционируют через широкомасштабные связи имперсонального характера.</p>

<p> </p>

<p>Историческим примером стратификации может служить кастовая система индусского общества. В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основные: брахманов – касту жрецов (3% на- селения), кшатриев – потомков воинов; вайшья – торговцев, которые вме- сте составляли примерно 7% индийцев; шудра – крестьян и ремесленников (70%); остальные – неприкасаемые, которые традиционно были уборщи- ками, мусорщиками, кожевенниками, свинопасами. Строгие правила не позволяли общаться представителям высших и низших каст, так как счита- лось, что это оскверняет высших [4, с. 234]. Разумеется, стратификация древних обществ не похожа на стратификацию современного общества, они различаются по многим критериям, одним из которых является критерий открытости. В открытой системе стратификации члены социальной струк- туры могут легко менять свой социальный статус (характерный для совре- менных обществ); в закрытой системе стратификации члены общества с большим трудом могут изменить свой статус (общества аграрного типа).</p>

<p>Теорию социальной структуры и стратификации в социологии разра- батывали М. Вебер, П. Сорокин, К. Маркс и др. П. Сорокин выделил 3 типа социальной стратификации по 3-м кри- териям: 1) уровню дохода, 2) политическому статусу, 3) профессиональным ролям. П. Сорокин социальную стратификацию представлял как деление общества на страты (слои). Он считал, что слои (страты) не остаются дан- ными, неизменными, они находятся в постоянном изменении и развитии. Совокупность таких изменений П. Сорокин назвал социальной мобильно- стью, т.е. подвижностью социальных слоёв и классов.</p>

<p>Т. Парсонс усовершенствовал теорию социальной стратификации, предложенную П. Сорокиным. Он дополнил критерии стратификации но- выми признаками: 1) качественными характеристиками, которыми люди обладают от рождения (этническая принадлежность, половые особенности); 2) ролевыми характеристиками (должность, уровень знаний); 3) характеристиками обладания (собственность, материальные цен- ности). К. Маркс социальную структуру понимал как деление общества на социальные классы. Связывал деление общества на классы с разделением труда и институтом частной собственности. Считал, что причиной соци- ального расслоения является разделение общества на тех, кто владеет средствами производства, и тех, кто может продавать только свой труд. По мнению К. Маркса, эти две группы и их несовпадающие интересы служат основой расслоения. Таким образом, для Маркса социальная стратифика- ция существовала только в одном измерении – экономическом. М. Вебер полагал, что К. Маркс слишком упростил картину страти- фикации, в обществе существуют и другие критерии раздела. Он предло- жил многомерный подход к стратификации [4, с. 235]. М. Вебер источни- ками развития страт считал: различные типы занятий людей (профессии), наследуемую некоторыми людьми «харизму» и присвоение политической власти. Учёный для стратификации общества предложил использовать 3 критерия: – класс (экономическое положение); – статус (престиж); – партию (власть). Экономическое положение стратификации определяется богатством и доходом индивида; престиж – это авторитет, влияние, уважение, степень которых соответствует определённому социальному статусу; власть – это 119 способность отдельных лиц и социальных групп навязывать свою волю другим и мобилизировать человеческие ресурсы для достижения цели. Эти три измерения взаимосвязаны, но необязательно занимая высо- кое положение по одному из критериев, индивид будет также занимать вы- сокое положение по другому критерию (например, престиж священника в обществе высок, но по влиянию на политику эта группа населения занима- ет невысокое положение) [4, с. 236].</p>

<p><span style="color:#277e96;font-size:25px;"><strong></strong></span></p>


23.06.2016; 00:33
хиты: 75
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь