пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

4. История социологической мысли эпохи Возрождения и Реформации.

 

<br /><br />
 

<p>Эпоха Возрождения является временем возникновения нового направления социально-политической мысли - утопического социализма, представителями которого являются: Т. Мюнцер (1590-1525гг.), Т. Мор (1478-1535гг.), Т.Кампанелла (1568-1639гг.). Эти ученые осуществили попытку создания моделей социального государства в своих трудах, где нет частной собственности, труд обобществлен и обязателен для всех, люди равны, нравственны и счастливы.</p>

<p>Люди счастливы и благополучны, потребности их удовлетворяются за счет равного распределения и рационального управления производством.</p>

<p>Работа Т. Мора 1516 года - «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии», или коротко «Утопия», дала название новому направлению социально-политической мысли - утопическому социализму.</p>

<p>Образец идеального общества создал в своем труде «Город Солнца» теолог, монарх, социальный мыслитель и философ Томазо Компанелла (1568-1639гг.)</p>

<p>Период нового времени ознаменован трудами ученых Г.Гроция (1583-1645гг.), Т.Гоббса (1588-1645гг.), Б.Спинозы (1632-1677гг.). Эти социальные философы высказывали идею общественного договора как причины возникновения государства и послужившей основой учения о гражданском обществе. Гражданское общество - высший этап развития общества, которое основывается на юридических законах, признаваемыми всеми гражданами.</p>

<p>В эпоху Возрождения особенность социальной мысли состояла в освобождении от пут теологии и утверждении идей гуманизма и прогресса. Эпоха Возрождения больше известна бурным развитием искусств и естествознания. Наиболее значительный вклад в историю социальной мысли эпохи Возрождения внесли арабский историк Ибн-Хальдун и итальянский политик Никколо Макиавелли.</p>

<p>В историю социологической мысли арабский историк <strong>Ибн‑Хальдун</strong> (1332-1406) вошел как предвестник географического направления в социологии и автор первой концепции цикличности общественного развития. За высказанные им политико-экономические идеи некоторые исследователи называли его "арабским Марксом". Основное произведение Ибн‑Хальдуна - "Большая история, или Книга поучительных примеров и диван сообщений о днях арабов, персов, берберов и их современников, обладавших властью великих размеров" (в 1370‑е гг.). Введение к "Большой истории" автор назвал "Мукаддима" ("Пролегомены"), Именно в нем нашли отражение его воззрения о социальной природе человека, ее обусловленности географическим фактором и теория цикличного развития общества.</p>

<p>Ибн-Хальдун полагал, что человек - элемент природного мира. Необходимость добывать пищу и потребность продолжать рол заставляют людей объединяться. Другой причиной объединения людей, по мнению арабского мыслителя, была потребность в обеспечении безопасности как от животных, так и от других людей. Первой большой социальной общностью он считал род, а первопричиной объединения людей в род - не кровное родство, а необходимость совместных действий для удовлетворения материальных потребностей.</p>

<p>Ибн-Хальдун утверждал, что объединение людей в большие социальные общности "проистекает из общения и совместной обороны, длительного совместного занятия чем-либо, совместного воспитания". В роду могут быть представители и других родов, принятых данным родом, и даже рабы, на которых распространяется покровительство данного рода. В роду отсутствуют отношения распределения, так как все члены потребляют только то, что необходимо для выживания. Управляют родом старейшины и "выдающиеся люди", к которым члены рода испытывают почтение и уважение. Охрана места стоянки рода поручается молодым и сильным мужчинам. К примкнувшему к роду относятся как к младшему брату, однако он не может стать его старейшиной, так как предводительство передается, как правило, по наследству.</p>

<p>Различия психических черт людей, их культур и социальных организаций Ибн‑Хальдун объяснял влиянием природной среды. Самое большое воздействие на человеческое общество, согласно его воззрениям, оказывает температура воздуха, от которой зависит наличие семи типов климата: от крайне сурового до самого жаркого. В соответствии с типом климата различаются и народы. Так, жаркий климат порождает в людях легкомысленность и большую веселость, как, например, у суданцев. Холод же располагает жителей "северных" климатов к серьезности. Большое влияние на телосложение и умственные способности людей оказывает пища. Обильная и жирная пища приводит к тучности и тупости, так как тяжелые "испарения отягощают тело и поднимаются в мозг". Климат и почва сказываются и на характере хозяйственной деятельности. Жители теплых приморских районов Египта не делают запасов, жители же холодных возвышенностей в районе Феса запасаются продуктами питания на два года вперед. Наиболее благоприятные условия для развития культуры у тех народов, которые живут в условиях умеренного или близкого к умеренному климату.</p>

<p>Кроме климатических условий, оказывающих влияние на различный характер хозяйственной деятельности и развитие культуры у народов, Ибн-Хальдун особое значение отводил тому, что и как люди добывают в качестве средств существования. В "Пролегоменах" он писал: "Знай, что условия, в которых живут поколения, различаются в зависимости от того, как люди добывают средства к существованию". Историческое развитие общества, согласно арабскому мыслителю, тесно связано с производством, распределением и потреблением материальных благ. Именно производственная деятельность позволила выделиться человеческому обществу из природы. В то же время, люди, совершенствуя культуру своего бытия, сами оказывают воздействие на природу.</p>

<p>Главная идея социальных воззрений Ибн-Хальдуна - признание того, что социальные изменения имманентны, необходимы и объективны. Человеческое общество, постоянно изменяясь, проходит два сменяемых друг друга цикла, или состояния, которые арабский мыслитель называл "бидава" (кочевой образ жизни - примитивное общество) и "хидара" (городской образ жизни - цивилизованное общество). На первом цикле люди занимаются в основном земледелием и скотоводством, на втором - к этим основным видам жизнедеятельности добавляются торговля, занятия ремеслом, наукой и искусством.</p>

<p>С точки зрения Ибн-Хальдуна, оба цикла могут сосуществовать в рамках одного региона у разных социальных общностей. Переход от одного состояния к другому может происходить как посредством естественного развития, так и в результате покорения цивилизованным народом народа, живущего в примитивном состоянии. Особенность второго цикла Ибн-Хальдун видел в том, что производство средств существования "многократно превышает необходимое, в котором нуждаются члены группы", а также в появлении роскоши - красивой одежды, великолепных жилищ, утонченной кухни. Это становится возможным в результате разделения труда и кооперации усилий людей.</p>

<p>Автор "Пролегомен" причину перехода от примитивного общества к цивилизованному видел в появлении избыточных материальных благ. Этот избыток требует установить порядок его распределения. Порядок устанавливает предводитель рода и, как правило, в свою пользу. Предводитель начинает "в одиночку присваивать себе богатства". Когда же он становится владыкой, то "отделяется от своего рода и естественных сподвижников". Постепенно выстраивается иерархия власти и владения, господства и подчинения. Принадлежность к тому или иному социальному слою определяется размером имущества, которым каждый владеет. Стремление обладать большим имуществом служит причиной возникновения войн.</p>

<p>Переходу от примитивного к цивилизованному обществу сопутствует переход от равенства и первобытной демократии к неравенству и к отношениям господства и подчинения. В "Пролегоменах" неоднократно встречается утверждение: "Цивилизация - это конец человеческого общества". В цивилизованном обществе государство посредством экспроприации, поборов и налогов изымает у большинства людей материальные блага и передает их меньшинству приближенных правителя и государственных слуг, которые утопают в роскоши. Именно наличие роскоши у немногих арабский мыслитель считал предвестником гибели как государства, так и цивилизации. Если в начальный период существования государства роскошь "увеличивает его силу", то в дальнейшем она начинает играть отрицательную роль.</p>

<p>Цивилизованные люди становятся слабыми, а их нравы порочными. Стремление "государственных людей" к роскошной жизни и расходы на наемную армию приводят к разрушению экономики, так как "в это время в государствах вводятся все новые подати в связи с умножением расходов".</p>

<p>Итальянский писатель и политик <strong>Никколо Макиавелли</strong> (1469-1527) унаследовал лучшие достижения античной социально-политической мысли и идеалы своей эпохи. До него понятия "общество" и "государство" в социальной философии не различались. Предложенное им понятие "stato" - "государство" позволило в дальнейшем разграничить объекты социологии и политологии. Из социологических воззрений итальянского мыслителя представляют интерес его суждения о социальной структуре общества, которые были изложены в трактатах "Государь" (1513) и "Рассуждения по поводу первой декады Тита Ливия" (1513-1516).</p>

<p>Н. Макиавелли считал, что прежде чем рассматривать социальную структуру общества, необходимо определить место человека в общественной жизни. Как и многие мыслители эпохи Возрождения, он разделял точку зрения о том, что поведение человека предопределяется не только Богом, но и собственной волей, что добрые или злые поступки людей зависят не столько от их природы, сколько - от воспитания. Идеал нового человека виделся Н. Макиавелли в "гармонической и всесторонне развитой личности". Однако он отвергал принцип индивидуализма, отстаивая принцип подчинения личных интересов интересам общественным.</p>

<p>Н. Макиавелли представлял социальную структуру общества как состоящую из трех основных сословий: "знати", "войска" и "народа", между которыми существует взаимодействие и взаимопроникновение. В то же время он фиксировал непримиримость интересов знати и народа, явно симпатизируя последнему. Итальянский политик утверждал, что знать желает подчинять и угнетать народ, который выступает против этого. Общество, по его представлению, будет процветать только тогда, когда между его сословиями установится согласие. В противном случае общество будет находиться в состоянии конфронтации и не сможет прогрессивно развиваться. Особое место в социальной структуре общества отводилось государю. Только он, но мнению Н. Макиавелли, способен уладить разногласия между сословиями, сдержать необузданность народа и жестокость войска, алчность чиновников и честолюбие знати. Когда же знать станет претендовать на государственную власть, находя в своей среде "баронов", готовых возглавить смуту, государь обязан применить по отношению к ним политические репрессии.</p>

<p>Н. Макиавелли разработал оригинальное учение, в котором изложены его представления о науке и искусстве государственного управления, даны не только теоретические положения, но и практические рекомендации. Государственное управление, согласно учению Н. Макиавелли, должно строиться на следующих основах:</p>

<p>- умении различать естественные причины и закономерности развития событий;</p>

<p>- учете сложившихся обстоятельств;</p>

<p>- опенке своих сил и возможностей;</p>

<p>- знании и способности применять "полезные правила" правления.</p>

<p>Как утверждал итальянский политик, правитель обретает величие тогда, когда сокрушает недругов. Мудрому правителю следует, если позволяют обстоятельства, искусно создавать себе врагов, чтобы, одержав над ними верх, явиться в еще большем величии. В то же время Н. Макиавелли обращал внимание на соблюдение чувства меры в жестокости. Особенно желательно воздерживаться от посягательств на имущество и честь своих подданных. "Люди, скорее, простят смерть отца, - предупреждал он, - чем потерю имущества или покушение на их честь".</p>

<p>В противоположность Цицерону Н. Макиавелли считал, что лучше, если правителя боятся, чем, если его любят. Любовь к правителю не обязательна, достаточно, чтобы было почтение и не было ненависти. Самое опасное для правителя - ненависть и презрение подчиненных, особенно когда они вызваны его личными качествами: корыстолюбием, легкомыслием, малодушием, лицемерием, нерешительностью. Чтобы правителя почитали, Н. Макиавелли предлагает использовать ряд мер, в том числе:</p>

<p>- совершать необычные поступки;</p>

<p>- награждать и карать так, чтобы это надолго запоминалось;</p>

<p>- защищать прежде всего интересы слабого;</p>

<p>- заботиться о развитии ремесла и торговли, науки и искусств;</p>

<p>- покровительствовать талантам, являя щедрость и великодушие;</p>

<p>- устраивать массовые праздники и зрелища;</p>

<p>- участвовать в собраниях, сохраняя достоинство и величие.</p>

<p>Среди других рекомендаций, которые Н. Макиавелли давал государю, обращают на себя внимание следующие: лучше быть скупым, чем чересчур щедрым правителем, так как щедрость приводит к опустению казны и к повышению налогов. Подбирая себе советников и помощников, следует учитывать два их качества: преданность и работоспособность. Тех, кто думает о себе больше, чем об общественных интересах, нельзя приближать к персоне правителя; надо опасаться как льстецов, так и тех, кто говорит правду. Лучше будет, когда правитель, "отличив несколько мудрых людей, предоставит им право высказывать все, что они думают", но только в том случае, если он их об этом спрашивает. Н. Макиавелли также указал на три причины, по которым правитель может лишиться власти: первая - вражда с народом, вторая - неспособность обезопасить себя от происков соперников, третья - отсутствие собственного войска.<br /><br /><span style="color:#277e96;font-size:25px;"><strong></strong></span></p>


23.06.2016; 00:33
хиты: 73
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь