пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

3. История социологической мысли Античности и Средневековья.

 

<p>Первыми социальными философами, которые изучали общество,</p>

<p>его традиции, обычаи, нравы, взаимодействия людей были античные ученые:</p>

<p>1. Сократ (ок. 470-399 до н.э.).</p>

<p> </p>

<p>2. Демокрит (ок. 460 до н.э.).</p>

<p>3. Платон (427-347 до н.э.).</p>

<p>4. Аристотель (384-322 до н.э.).</p>

<p>Эти ученые и их труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки об обществе.</p>

<p>Сократ первым из ученых исследовал общество теоретическими методами, в системе научных категорий. Закон, по мнению Сократа, является основой функционирования общества, а главным в обществе являются личностные человеческие проблемы. Он первым из ученых осуществил попытку систематизации существующих государств и управления в них.</p>

<p>Демокрит осуществил попытку проанализировать истоки и причины возникновения общества, изучить процессы его функционирования и развития, определить причины и условия разделения общественного труда. Высокую оценку Демокрит давал нравственным качествам граждан, а лучшим государственным устройством полагал - рабовладельческую демократию.</p>

<p>«Государство» Платона - первый труд о социальном устройстве государства, истоках возникновения, развития, путях совершенствования и построения идеального государства. При этом Платон не разделял понятие «общества» и «государства», которые основываются на разделении общественного труда. Управлять государством, по мнению Платона, должны нравственные, образованные и мудрые люди. Базироваться идеальное государство должно на законах, а не на воле и власти правителя.</p>

<p>Аристотель утверждает, что главная задача государства -обеспечение счастья граждан. Впервые сделал попытку стратификации общества, полагая, что в управлении государством должны принимать участие все слои общества. Государство должно принимать меры, направленные на образование, воспитание и нравственное совершенствование граждан. Частная собственность должна быть у всех людей, она развивает здоровый эгоизм людей, а значительное неравенство опасно в государстве. Основное место в государстве Аристотель отводит среднему классу.</p>

<p>Знаменитый римский оратор, юрист и политический деятель <strong>Марк Туллий Цицерон</strong>(106-43 до н.э.) в диалогах "О государстве" и "О законах" (54-51 до н.э.), "Об обязанностях" и "О старости" (44 до н.э.) рассматривал достижения древнегреческой социальной мысли сквозь призму юриспруденции.</p>

<p>Цицерон, как и Аристотель, был сторонником идеи естественного происхождения общества. По его мнению, человек от рождения наделен тремя, присущими только ему свойствами: разумом, даром речи и потребностью в общении. Благодаря этим свойствам на определенной стадии развития человечества образуются различные формы совместной жизнедеятельности людей. Исходной формой объединения людей Цицерон, как и Аристотель, считал семью, которая послужила основой для возникновения общества. В качестве причин возникновения общества Цицерон указывал следующие: стремление людей к осуществлению общего интереса и необходимость охраны личной собственности.</p>

<p>Предложенная Цицероном социальная дифференциация базировалась на профессионально-возрастном принципе. Следуя древнегреческой традиции, он в социальной структуре римского общества выделял три основных слоя: высший, средний и низший. К высшему сословию Цицерон относил аристократию, которая занимается политической деятельностью, к среднему - представителей тех профессий, которые признаются общественно полезными, а к низшему - представителей профессий, недостойных звания свободного гражданина (ростовщики, мелкие торговцы и ремесленники). Рабов он не признавал членами общества и отказывал им в гражданских правах. Единственное право раба, утверждал Цицерон, состоит в том, чтобы им владели справедливо. Среди возрастных групп особое внимание он уделял молодежи и пожилым, подчеркивая их социальную значимость и взаимозависимость. При этом Цицерон отмечал, например, что молодому возрасту присуща опрометчивость, а пожилому - дальновидность, и что "упадок сил сам по себе вызывается пороками молодости чаще, чем недугами старости".</p>

<p>Цицерон одним из первых предложил юридическую трактовку социальной справедливости. Социальная справедливость понималась им прежде всего как равенство прав людей, как равенство каждого перед законом. Критерием социальной справедливости, по представлению Цицерона, выступает соответствие или несоответствие принятых государством законов естественным правам человека. Он считал социально справедливым закон, который закрепляет право каждого пользоваться "общей собственностью как общей, а личной как своей".</p>

<p>Забота о своем имуществе, если она не вредит другому человеку, не может быть причиной несправедливости. По Цицерону, имущественное неравенство и политическое неравенство не являются врожденными. Они приобретаются в силу принадлежности человека к определенной социальной группе. Среди причин, которые приводят к социальной несправедливости, им выделялись такие социально-психологические свойства человека, как жадность, честолюбие, страх. Цицерон различал два вида социальной несправедливости. Первым видом он считал несправедливость, которая исходила от того, кто был ее источником. Второй вид социальной несправедливости исходил от того, кто не оказал помощи обратившемуся к нему пострадавшему от несправедливости.</p>

<ul><li> </li>
</ul><p>В дальнейшем, развитие социологической мысли проявилось в трудах ученых средневековья - Аврелия Августина (IV - Vвв.) и Фомы Аквинского (ХIII века).</p>

<p>Центральной социальной проблемой теологов эпохи Средневековья была проблема взаимоотношения Бога, личности и общества. Римский богослов, епископ Гиппонский Аврелий Августин (354-430) - за аскетический образ жизни и строгое следование догматам церкви был прозван Блаженным. Его идеи о "гармоническом неравенстве" и социальной структуре изложены в трактате "О граде Божием" (413-426).</p>

<p>Идея о "гармоническом неравенстве" людей почерпнута Блаженным Августином из учений Пифагора и Платона о гармонии и теологически интерпретирована. Согласно теологической науке, устройство человеческого общества предопределено Богом и поэтому оно совершенно и гармонично. Но, по мнению богослова, гармония предполагает и неравенство, так как сам акт божественного творчества мира и человека был утверждением гармонии и неравенства. Равенство же в обществе ведет к беспорядку и хаосу.</p>

<p>Оправдывая существование социального неравенства, Блаженный Августин не был сторонником рабства или бедности. С его точки зрения, рабство и бедность не созданы Богом. Они проистекают из греховной природы человека, их надо терпеть, а не выступать против них. Социальное неравенство и связанные с ним страдания приближают человеческую душу к вечности, в то время как стремление к богатству и славе есть проявление греховности и отдаляют человека от Бога. Осознание греховности, стремление избавиться от пороков, христианская любовь к другому позволяют человеку осознать мудрость божественного миропорядка и самоотверженно следовать ему.</p>

<p>В социальной структуре Августин Блаженный выделил два противоположных вида человеческих общностей: "град земной" и "град Божий". В его понимании, "град земной" - светское государство, основанное на корыстных интересах и борьбе людей за материальные блага. В "граде земном" любовь к себе доведена "до презрения Бога". "Град Божий" - общность праведников, духовно объединенных между собой посредством церкви и религиозных общин. Жизнь в "граде Божием" основана "на любви к Богу, доведенной до презрения к себе". Перенося тяготы и лишения, осознавая свою вину и искупив грехи через жертвы, жители "града Божиего" приближаются к Богу. В представлении римского богослова "град Божий" - земная, открытая для всех общность людей, позволяющая людям приобщиться к "божественной благодати".</p>

<p>Опираясь на концепцию "двух градов", Блаженный Августин отвергал идею цикличного развития общества и заменял ее идеей прогрессивного развития. Так как между "двумя градами" постоянно ведется борьба, в результате ее неизбежно должно наступить время, когда произойдет окончательная победа "града Божиего" над "градом земным" сначала на одной территории, а затем на всей земле. В конечном счете, светское государство должно отмереть.</p>

<p>В повсеместном утверждении "града Божиего" Блаженный Августин важную роль отводил преследованию еретиков. Он был одним из вдохновителей суда инквизиции, массовых судилищ и казней инакомыслящих. В борьбе с греховными преступлениями Блаженный Августин считал целесообразным использовать органы насилия светского государства.</p>

<p>Выдающийся философ и богослов эпохи Средневековья Фома Аквинский (1225-1274) получил свое прозвище по месту рождения - местечку Акуино близ Неаполя, а за свои заслуги перед католической церковью в 1323 г. был причислен к лику святых. Восприняв философское наследие Аристотеля, он выступал против теологических воззрений Августина Блаженного. Свои представления об обществе Фома Аквинский изложил в сочинении "Сумма теологии" (1265-1273).</p>

<p>С точки зрения Фомы Аквинского, жизнь в обществе является естественной необходимостью для людей. Однако приоритет личных интересов и индивидуализм человека мешают становлению совершенного общественного устройства. Чтобы добиться совершенства общественных отношений, все люди независимо от их социального положения обязаны беспрекословно выполнять свои обязанности перед обществом, ставить его интересы выше личного эгоизма.</p>

<p>Фома Аквинский оправдывал существующее социальное расслоение и неравенство и признавал его необходимым для функционирования общества. По мнению теолога, неравенство на земле есть отражение божественного порядка. Полагая, что большинство людей должно заниматься физическим трудом, а меньшинство - умственным, он заявлял о том, что люди умственного труда ближе к Богу и им надлежит управлять обществом.</p>

<p>Согласно представлениям Фомы Аквинского, церковь и государство как два политических института должны не противостоять один другому, а дополнять друг друга. В то же время церкви и государству предписаны разные функции: церковь призвана управлять духовными делами людей, государство - практическими. Обоснование разделения функций церкви и государства богослов видел в известном евангелическом принципе: "Богу - богово, а кесарю - кесарево". Из этого делался вывод о том, что государству не следует вмешиваться в дела церковные. Церковная же власть объявлялась выше государственной, а христианским монархам предписывалось подчиняться церкви и признавать верховный авторитет Папы Римского.</p>

<p>Одно из немногочисленных совпадений взглядов Фомы Аквинского и Блаженного Августина касалось понимания использования государственного насилия в борьбе с ересью. Но Фома Аквинский считал, что государственное насилие следует применять только тогда, когда церковь уже исчерпала свои методы религиозного и морального воздействия на тех, кто является закоренелым грешником.</p>

<p> </p>

<p><strong>По Августину - противостояние двух начал грешного и божественного составляет основу общественной жизни. Вся общественная жизнь зависит от божественного проведения. Неравенство - необходимое условие существования общества, и людям следуют жить согласно предначертанному положению, любой протест против существующего порядка - великий грех перед государством и церковью.</strong></p>

<p><strong>Главным тезисом учения Фомы Аквинского стал тезис -«Философия - служанка богословия». Во всех своих трудах он обосновывал приоритет божественного творения, его неизбежность, закономерность и справедливость. Описывая дифференциацию современного ему общества, он утверждал, что это результат божественного закона, и всякая попытка выйти из свого сословия -греховна. Верховная власть принадлежит церкви. Фома Аквинский был одним из идеологов «священной инквизиции» как инструмента борьбы за чистоту веры.</strong></p>

<p><strong>Эпоха возрождения и новое время дали новый импульс в развитии теории об обществе. Николо Макиавелли (1469-1527гг.) в своих трудах «Государь», «История Флоренции» обращается к трудам Платона и Аристотеля и разрабатывает оригинальную теорию общества и государства. Рассматривая интерес людей, как главную движущую силу развития общества, он отказывается от идей приоритета «божественного произвола». Республика, по мнению Макиавелли -лучшая форма государственного устройства, а главный интерес людей - частная собственность.</strong></p>

<p><strong>Любые средства допустимы при достижении цели построения сильного централизованного монархического государства.</strong></p>

<p><span style="color:#277e96;font-size:25px;"><strong></strong></span></p>


23.06.2016; 00:33
хиты: 68
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь