пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

10.Личность, социальные группы и социальные институты в социологии.

ЛИЧНОСТЬ

Человек появился в результате биологической и социальной эво- люции. Он приходит в мир как индивид, представитель вида Homo sapiens. Это понятие скорее биологическое, чем социальное. В то же время, понятие «индивид» включает задатки психологических качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне [1, с. 54]. Инди- вид воспитывается в обществе, без которого невозможно существование человека. В истории известны примеры того, как маленькие дети были выращены животными, но эти индивиды по своему поведению больше походили на животных, чем на людей. Человек является носителем со- циальных качеств и свойств, сочетание которых и определяет его как личность. Эти качества у индивида возникают только в процессе прожи- вания в обществе. Личность – интегральное социальное качество, которое формирует- ся у индивида в процессе включения его в систему общественных отноше- ний, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой куль- туры [2, с. 259]. Личность – активный элемент социальной системы. Личность осу- ществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создаёт проекты, ставит перед собой цели и мобилизуется для их достижения. Каждая лич- ность уникальна, непохожа на другие, поэтому говорят об индивидуально- сти каждого человека. Индивидуальность – это характеристика уникально- сти, неповторимости, оригинальности человека. Это набор черт, присущих только данной личности [1, с. 54]. Личность изучается рядом наук: психологией, философией, физиоло- гией, социологией и др. Социологический подход заключается в определе- нии социальных свойств и качеств личности, т.е. тех, которые формируют- 100 ся под воздействием непосредственного окружения и общества в целом. Именно эти качества определяют в большей степени поведение человека. Существенный вклад в исследование личности внесли: Ч. Кули, Дж. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон и др. Ч. Кули считал, что личность – продукт социальных взаимодействий (интеракций) и представлений человека о себе. Это и есть структура лич- ности («теория зеркального Я»). По мнению социологов, в формировании личности существуют оп- ределённые этапы. Дж. Мид считал, что с момента рождения человек про- ходит 3 стадии формирования личности: – стадия имитации (подражания) – ребёнок бессознательно подра- жает поведению взрослых; – стадия ролевых игр – ребёнок «примеряет» определённые роли (роль папы, космонавта и т.д.); – стадия коллективных игр – ребёнок учится распознавать ожидания окружающих; способен участвовать в коллективных играх [1, с. 57]. По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я – сам" и "Я – меня". "Я – сам" – это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я – меня" – это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я – сам" реагирует на воздействие "Я – меня" так же, как и на воздействие других людей [3]. По мнению З. Фрейда, структура личности состоит из трёх элементов: 1. Ид «Оно» – бессознательный компонент личности. 2. Эго «Я» – сознательный компонент личности, контролирует по- ступки человека. 3. Суперэго «сверх-Я» – оценочный компонент личности, сложился благодаря социальному контролю [1, с. 58]. Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела – эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и «Супер-эго» [3]. С каких бы позиций ни анализировали личность и её структуру авто- ры указанных теорий, общим для них остаётся один момент – общество и личность тесно взаимосвязаны. 

Таким образом, личность – это целостность социальных свойств че- ловека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

Типы личности: Базисная личность – это личность, обладающая нормативными чер- тами в данном обществе, в данном типе культуры. В социологии также употребим близкий по значению термин модальная личность – наиболее часто встречающейся тип личности, воплощающий в себе средние обще- принятые черты, свойственные определённой культуре, доминирующей в данном обществе. Модальную личность имеют в виду тогда, когда говорят о типичном американце или белорусе [2, с. 270]. Идеальная личность – это личность, которую общество провозгла- шает определённым эталоном. Эти понятия являются собирательными и отражают идеальные пред- ставления о личности в обществе.

Любая личность в обществе характеризуется своим социальным по- ложением. Социальное положение – это место, занимаемое индивидом в социальном пространстве. Для того чтобы определить социальное положе- ние, необходимо знать все его социальные статусы. Слово статус происхо- дит от лат. status – состояние дел, положение. Статус – это относительное положение индивида или группы в социальной системе, обусловленное выполняемыми ими социальными функциями с вытекающими из них пра- вами и обязанностями. Социальный статус – это положение личности в социальной пира- миде, в социальной структуре общества. Социальная роль – поведение личности, диктуемое положением человека в обществе. Среди множества статусов определяет и самоопределяет место инди- вида в системе социальных отношений главный (основной) статус. Этот статус является определяющим среди других статусов индивида. Различа- ют также следующие статусы личности: Предписанный статус – это социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом или группой независимо от его способ- ностей или усилий. Разновидностью такого статуса является социально- классовый статус, т.е. положение индивида в обществе, обусловленное его социально-классовой принадлежностью [4, с. 49]. Достигнутый (достигаемый) статус – это социальная позиция, ко- торая занимается индивидом и закрепляется через его индивидуальный выбор, собственные усилия и конкуренцию с другими индивидами

 

ГРУППА

Социальные группы Если понятие «социальная общность» используется для характери- стики макроструктуры общества, то понятие «социальная группа» исполь- зуется для характеристики микроструктуры общества. И группа, и общ- ность представляют собой объединение людей, но они отличаются. Группа локализована в пространстве, а общность может иметь диффузный харак- тер или не иметь чётких пространственно-временных границ; общность может сама состоять из групп (а группа не может состоять из общностей). Наиболее общее определение группы следующее: Группа – это совокупность людей, которые определённым образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других. Признаки социальной группы: · определённый способ взаимодействия между её членами, инсти- туциализация групповых отношений; · осознание членства, чувства принадлежности к данной группе; · принятие членами группы основных ценностей, целей, норм, раз- деляемых группой, формирование «мы – сознания» [1, с. 295]. Каков минимальный состав группы? Социолог Г. Зиммель доказал, что минимально в группу должны входить три человека. Два человека не обладают свойствами группы, т.к. если один из них прекращает отноше- ния, то союз распадается. Триада – надиндивидуальное образование, по- скольку индивида, порвавшего отношения с группой, можно заменить дру- гим. Появление нового индивида не влечёт за собой изменение образца союза. Поэтому триада – элементарное объединение людей, которое бази- руется на безличном отношении, независимом от отдельных лиц. Это фун- даментальное свойство группы [4, с. 136]. 134 Три элемента группы являются ключевыми: групповое благо, чув- ство принадлежности к группе и групповые нормы. Групповое благо – это средство удовлетворить групповые потребно- сти и индивидуальные интересы (например, дом, построенный семьёй, са- кральный характер церкви и т.д.), оно – результат сотрудничества в груп- пе, оно не принадлежит никому, но каждый член группы имеет на него право, именно оно способствует сохранению целостности социальной группы. Главным эмоциональным фактором объединения людей в группу является чувство принадлежности к группе. Это чувство базируется на осознании сути группы каждым членом. Такое представление о группе у каждого члена формируется на основе опыта (например, совместное уча- стие в семейных праздниках укрепляет чувство принадлежности к семье). Групповые нормы – это обязательные правила, благодаря которым воз- можно эффективное функционирование группы. Деятельность, позиции индивидов несут в себе понимание ими чувства долга по отношению к со- циальной группе (например, родительский долг в семье) [4, с. 138]. Таким образом, социальная группа – это совокупность людей, имеющих общие природные и социальные признаки, объединённых общими интересами, ценностями, нормами и традициями. Социальные группы изучали социологи: П. Сорокин, Д. Хоманс, Р. Мертон, С. Стауффер, А. Китт и др. Существует множество разнообразных критериев для классификации социальных групп. Например, по размеру группы делят на большие, ма- лые, средние. Вот некоторые из основных типов групп: · первичные и вторичные; · реальные группы и квазигруппы; · формальные и неформальные; · малые и большие; · референтные группы; · аутгруппы и ингруппы. Малая группа – это совокупность людей, объединённых реальными отношениями, которые осуществляются на основе непосредственного об- щения. Примеры малой группы: семья, компания друзей. Малые группы со- четают формальные и неформальные формы взаимоотношений [5, с. 106]. Система межличностных взаимоотношений в группе определяется поняти- ем референтности (предпочтения). 135 Референтные группы бывают: · по выполняемым функциям: нормативные и сравнительные рефе- рентные группы; · по факту членства: группы реального присутствия и идеальные; · в зависимости от принятия или непринятия групповых норм: по- ложительные и отрицательные референтные группы. Виды малых групп по характеру объединения людей: Диффузная группа – это такая группа, члены которой вступают в межличностные отношения, опосредуемые не содержанием групповой деятельности, а только личными симпатиями; Ассоциация – это группа, члены которой вступают в межличност- ные отношения, опосредуемые только лично значимыми целями. Корпорация – это группа, члены которой вступают в межличност- ные отношения, опосредуемые частно-групповыми интересами. Коллектив – это группа, члены которой вступают в межличностные отношения, опосредуемые единством личных и общественных интересов [2, с. 319]. Средняя социальная группа – это устойчивая общность людей, ра- ботающих на одном предприятии, являющихся членами одной организа- ции, проживающих на одной территории (город, район). Виды средних групп: 1. Производственно-организационные группы (коллектив пред- приятия). В таких группах чёткая структура управления, структура группы подчинена совместной деятельности. 2. Территориальные (жители города, района, области и т.д.). Это спонтанные групповые объединения только по признаку местожительства. Большие социальные группы – устойчивые совокупности большо- го числа людей, действующих совместно в социально значимых ситуациях и функционирующих в масштабах страны. К ним относятся: классы, де- мографические общности и т.д. С точки зрения осознания членства в группах их представителями, можно выделить реальные и условные группы, а также квазигруппы. Условные группы объединяют индивидов, не имеющих контактов друг с другом. Квазигруппы отличаются случайностью, искусственностью или стихийностью образования, неустойчивостью и ограниченностью взаимодействий по времени и содержанию (толпа, зрители в кинотеатре, пассажиры электрички). 136 По юридическому статусу можно выделить формальные и нефор- мальные группы. Состав и деятельность формальных групп регламенти- руется официальными документами (уставами, инструкциями). Нефор- мальные группы возникают стихийно в силу потребности людей в обще- нии. В целом, любая группа может быть рассмотрена в двух аспектах. Формальная структура группы отражает разделение ролей (функций), а неформальная – межличностные отношения в группе [2, с. 321]. Подчёркивая значение первичных отношений между людьми, в ко- торых реализуется подлинная человеческая природа (чувства), Ч. Кули впервые выделил первичные и вторичные социальные группы. Под пер- вичной группой принято подразумевать малую группу, интегрированную на основе таких исходных признаков, как родственно-семейная близость, симпатия, эмоциональная привязанность, доверительность. Отношения в первичных группах наиболее эмоционально окрашены и, как правило, не имеют для участников какой-либо утилитарной ценности. Вторичные группы возникают на основе вторичных социальных отношений. Они мо- гут быть различными по размеру: большими, малыми, средними. По мне- нию Ф. Тённиса, вторичные группы объединяют людей, связанных «поне- воле», в силу исполнения определённых функций, ролей, статусов (напри- мер, бригада на стройке, коллектив университета), а не наличия симпатии или антипатии [2, с. 322]. Приведённая выше классификация социальных групп базируется на социально значимых признаках самих групп, однако возможна классифи- кация и на основании содержательных аспектов социальных процессов. В таком случае социальные группы делят на группы, образованные по аск- риптивному признаку (территориальные, группы родства, социально- демографические группы); статусные (профессиональные) группы, воз- никшие в результате разделения труда; целевые группы (организованные для решения каких-либо задач) – хозяйственные, политические, просвети- тельские и т.д. [2, с. 318]. Таким образом, в данном модуле рассмотрены социальные общности и социальные группы как элементы социокультурной системы.

СОЦ.ИНСТИТУТ

Социальные институты: структура, типы Социальная практика показала, что для общества жизненно необхо- димо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обяза- тельными для членов определённого сообщества, социальной группы. Именно для этого в обществе служит система социальных статусов и ро- лей, предписывающих правила поведения, а также санкции в случае непо- виновения. Эта система характеризуется в социологии при помощи поня- тия «социальный институт». Социальный институт – это организованная система связей и соци- альных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества [1, с. 90]. Социальный институт включает: · совокупность общественных ценностей, · общественные процедуры, · переплетение ролей и статусов, выполняемых людьми. Любой социальный институт выполняет ту или иную потребность общества. Социологи выделяют пять групп институтов, связанных с по- требностями современного общества: · семейные, · политические, · экономические, · образовательные, · религиозные. Считается, что наука и медицина тяготеют к социальным институ- там, но не прошли пока ещё процесс институциолизации. Таким образом, социальный институт – это своеобразная форма человеческой деятельности, основанная на чётко выработанной идеологии, системе правил и норм, а также развитом социальном контроле за их ис- полнением. Условия чёткого функционирования и бесконфликтного вклю- 144 чения социальных институтов в структуру общества изучал Я. Щепань- ский [4]. Условия функционирования социальных институтов: · чёткое определение функций и целей, · рациональная организация и разделение труда, · деперсонализация действия, · признание и престиж, · бесконфликтное включение в систему других социальных инсти- тутов [3, с. 243]. Социальные институты отличаются от социальных организаций, групп и т.д. Т. Парсонс подчёркивал принуждение в социальном институ- те. М. Вебер выделял две особенности социального института: 1. Социальный институт – это совокупность людей, в которую они зачисляются на основании объективных данных – профессии, уровня об- разования, навыков, умений и т.д. 2. Наличие в этом объединении рациональных установок, правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам [3, с. 242]. Характеристики социальных институтов: 1) интегрированность в систему общества, 2) взаимодействие с социальной средой, 3) чёткая структура. Социальные институты выполняют явные и латентные (скрытые) функции. Это деление функций социальных институтов предложил Р. Мертон. Явные функции социальных институтов относятся к тем объек- тивным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению и адаптации данной социальной системы к условиям её существования (внутренним и внешним), а латентные его функции относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же действия [3, с. 252]. Очень часто на практике некоторые институты продолжают существовать, хотя они не только не выполняют своих функ- ций, но и порой даже препятствуют им. Это является доказательством то- го, что у данного института существуют скрытые функции, которые удов- летворяют потребности определённых социальных групп. Хотя латентные функции очень трудно распознать, именно они представляют особый ин- терес для социолога. Р. Мертон подчёркивал, что, если социолог ограничи- вает себя изучением только явных функций, то он «превращается в искус- ного регистратора уже известных систем поведения», но вооружённый по- нятием скрытой функции, социолог направляет свое исследование именно 145 в ту область, которая является наиболее обещающей для теоретического развития социологии [4]. Замечено, что для стабильного общества характерны чёткие функции социальных институтов, для нестабильного – амбивалентные функции. Функции социальных институтов: 1. Функция закрепления и воспроизводства социальных отношений (это установление системы правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым). 2. Регулятивная функция (регулирование взаимоотношений между членами общества путём выработки шаблонов поведения). 3. Интегративная функция (это процессы сплочения, взаимозависи- мости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием норм, правил, санкций и систем ролей). 4. Транслирующая функция (это передача социального опыта прихо- дящим в социальный институт новым людям как за счет расширения соци- альных границ института, так и смены поколений, для этого в каждом ин- ституте предусмотрен механизм, позволяющий индивидам социализиро- ваться к его ценностям, нормам и ролям). 5. Коммуникативная функция (это распространение произведённой в институте информации как внутри института с целью управления и кон- троля за соблюдением норм, так и передача ее при взаимодействии с дру- гими институтами) [3, с. 255]. Р. Мертон впервые ввёл в социологию понятие дисфункции. Если социальная функция института – приносить обществу пользу, то случаи, когда институт помимо пользы приносит вред, социологи называют дис- функцией института. Возникновение дисфункции объективно, поскольку общественные потребности, которые должен удовлетворять институт, ме- няются быстрее, чем организационно-материальные и содержательные элементы деятельности соответствующего института. Например, функция (задача) института образования – готовить всесторонне развитых специа- листов, но если институт не справляется со своей задачей, если образова- ние поставлено плохо, не учитывает изменившиеся реалии, то хороших специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь диле- тантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию. Дисфункция мо- жет выражаться в неопределенности функций социального института, раз- мытости целей, падении его общественного авторитета. Социальный ин- 146 ститут начинает работать не ради той цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Социальные институты делят на формальные (государство, церковь) и неформальные (дружа, любовь). Формальные социальные институты объединяются одним общим признаком: взаимодействие между субъекта- ми в данном объединении осуществляется на основе формально оговорен- ных установлений, правил, норм, положений и т.п. Регулярность деятель- ности таких институтов обеспечивается строгой регламентацией социаль- ных статусов, ролей, функций, прав и обязанностей. Неформальные соци- альные институты хотя и регулируются в своей деятельности определён- ными нормами и правилами, однако не обладают жёсткой регламентацией, а нормативно-ценностные отношения в них не оформлены чётко в виде предписаний, установлений и т.д.

 


22.06.2016; 23:42
хиты: 110
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь