пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

5. История социологической мысли Нового Времени.



 

Эпоха Просвещения (ХVIII век) представлена трудами ученых: Дж.Локка (1632-1704гг.), Ш.Монтескье ( 1689-1755гг.), Ж.Ж .Руссо (1712-1778 гг.), Д. Дидро (1713-1784гг), Гельвеция (1715-1771гг), Гольбаха (1723-1789гг.) и др.

Эти просветители стали основателями теории либерализма. Так же значительный вклад в развитие обществознания внесли классики немецкой философии И. Кант (1724-1804), Г.Ф.Гегель (1770-1831) и др.

И.Кант обосновывает в своих работах приоритет общечеловеческих ценностей, и ценностей личности как главной, центральной.

Гегелевское учение о диалектике определяет источники развития общества. Главные среди них - внутренние общественные противоречия.

Среди ученых ХIХ века необходимо выделить социалистов -утопистов А.Сен-Симона (1760-1825гг.), Ш.Фурье (1772-1837гг.) и Р.Оуэна (1771-1858гг.).

Непосредственно подготовившими условия для появления социологии считают

представления об обществе, возникающие в  рамках  теоретических  направлений

общественной и в особенности философской и  политической  мысли,  начиная  с

XVI в. и до момента приобретения социологией статуса  самостоятельной  науки

в XIX в. Наибольшее внимание  проблеме  общества  уделяла  в  данный  период

философия, за ней следуют  политическая  экономия,  наука  о  государстве  и

праве  и  история.  В  исторической  науке  по   существу   с   момента   ее

возникновения развиваются элементы эмпирического  исследования  общественных

явлений.

    Представления об  обществе,  складывающиеся  в  этот  период  в  рамках

философии,  а  затем  и  прочих  наук,  обозначали  по-своему  начало  новой

общественно-экономической формации -  капитализма  -  и  представляли  собой

надстройку  над  экономическим  базисом  этой  формации,  которая  по  своим

характеристикам   выступала   отрицанием   феодализма    как    общественно-

экономической формации.

    Капиталистический способ производства,  который  в  данный  период  все

больше становится доминирующим, требовал упразднения  правового  неравенства

людей. Правовое равенство и свобода всех граждан становятся более или  менее

общим политическим идеалом. Попытки найти  наиболее  адекватный  способ  его

реализации приводят к возникновению многочисленных  теорий,  рассматривающих

отношение между государством и индивидом как свободным человеком.  В  то  же

время предпринимаются также усилия  открыть  как  законы,  господствующие  в

хозяйственной жизни,  так  и  законы  исторического  развития  общества  как

целостности всех социальных явлений. Как результат  этих  попыток  возникают

разнообразные теории. Общими чертами этих теорий  являются  их  рационально-

научный характер и их постепенное освобождение от теологического взгляда  на

мир и, в особенности, на общество, а также стремление  не  только  расширить

рамки понимания человеком общества, но и вовлечь  человека  в  осуществление

социальных перемен.

    Философия   в   XVII   в.   особенно   сосредоточилась   на    изучении

закономерностей  развития  общества.  Подобная  ее  ориентация   привела   к

возникновению  философии  истории  как  отдельной  философской   дисциплины,

которую,  учитывая  ее  предметную  направленность,  вполне  можно   считать

непосредственной предтечей общей  социологии.  Философия  истории  возникает

как особая научная дисциплина, выражающая потребность в объяснении  развития

общества в данный период. В это время  европейское  общество  -  в  наиболее

развитых странах - находилось в фазе перехода от феодализма  к  капитализму,

что делало его весьма подвижным и динамичным, требуя пересмотра  характерных

для феодализма представлений об обществе как о чем-то неизменном. В  это  же

время разного рода путешественники и миссионеры приносят известия о  народах

дальних стран, их обычаях, об их образе  жизни,  отличном  от  европейского.

Наука должна была ответить на вопрос, почему существуют  различия  в  образе

жизни отдельных народов, почему разным народам  присущ  отличный  от  других

общественный строй. Практически возник  вопрос  о  движущих  силах  развития

общества и законах этого развития. Все это заставило философов обратиться  к

проблеме общества  и  попытаться  объяснить  его  историю  и  закономерности

развития.

     Наука и общественная мысль данной эпохи,  рассматривая  государство  и

право,  стремились  освободиться  от  влияния  характерного  для  феодализма

учения о божественном происхождении  власти.  Представление  о  божественном

происхождении  власти  сковывало  молодую  буржуазию   в   ее   политической

эмансипации, и поэтому  во  вновь  появляющихся  теориях  это  представление

отвергалось, а отношения между государством и индивидом становились  частой,

если не основной,  темой  рассуждений.  Данные  теории  выражали  стремление

установить причины возникновения человеческого общества, основные  законы  и

фазы его развития и  сущность  отношения  между  обществом  и  государством.

Наиболее видными мыслителями, рассматривавшими в своих трудах эти  проблемы,

являлись: Никколо Макиавелли, Жан Боден, Шарль  Монтескье,  Джон  Локк,  Жан

Жак Руссо и Томас Гоббс.

   Никколо   Макиавелли   (1469—1527)   являлся   в   определенном    смысле

олицетворением  итальянского  Возрождения,  ибо,   истолковывая   социальные

проблемы,  он  черпал  вдохновение  в  светских  идеалах  античной  мысли  и

восставал против христианства, поскольку считал, что оно делает  невозможным

всякое  социальное  сопротивление.  Его   основными   сочинениями   являются

“Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”  и  “Государь”.  Н.  Макиавелли  не

занимался проблемами общества в целом, но  изучал  государство  и  искусство

политики.  В  трактате  “Государь”  он  рисует  картину  самой   беспощадной

политической борьбы за власть и  показывает  все  те  низменные  побуждения,

которые толкают человека на эту борьбу. Политические события  он  объясняет,

прежде  всего,  психическими  свойствами  человека  и,  с  другой   стороны,

совпадением  обстоятельств.  Несмотря  на  его  во  многом   идеалистические

представления, Н. Макиавелли стремится  к  реалистичному  описанию  событий,

которые он принимает такими, какие они есть, даже если они носят  негативный

характер.

   Жан Боден (1530-1596) - другой мыслитель данной эпохи, которому,  подобно

Н.  Макиавелли,  присущ  реалистический  подход  в   изучении   государства.

Наиболее  значительной  его  работой  явилось  сочинение   “Шесть   книг   о

республике”, в  котором  он  дает  целостную  картину  развития  общества  и

государства,  главным  образом  развивая  мысли   Аристотеля.   Государство,

согласно Ж. Бодену, развивается из “естественного состояния” путем  развития

семьи и разделения ее  на  новые  семьи.  Новые  семьи  сохраняют  известное

единство, и таким образом возникают новые  социальные  общности,  в  которых

осуществляются производство,  торговля,  совершаются  религиозные  обряды  и

т.д.

    Шарль Монтескье (1689-1755), известный как автор  теории  о  разделении

властей, был  сторонником  некоторых  общих  социологических  идей,  которые

позже повлияли  на  развитие  социологии,  и  которые  он  изложил  в  своих

“Размышлениях о причинах величия и падения римлян” и  в  сочинении  “О  духе

законов”.

    В рамках науки о государстве и праве, а также в политических  доктринах

данной  эпохи  получает  новую  жизнь  развитая   первоначально   греческими

софистами   договорная   теория   происхождения   государства    -    теория

“общественного договора”. Эта теория  получила  новое  развитие  в  связи  с

борьбой между буржуазией и феодалами. Буржуазия, заняв доминирующие  позиции

в экономической  сфере  общественной  жизни,  стремилась  взять  у  феодалов

политическую власть. В процессе  борьбы  буржуазии  за  политическую  власть

получают развитие представления,  основывающиеся  на  теории  “общественного

договора”.  Согласно  этим   представлениям,   существует   различие   между

договором, на основе которого  создается  человеческое  общество  и  который

заключается всеми индивидами вместе, и договором,  на  котором  основывается

государственная власть и который заключают, с одной стороны, общество  и,  с

другой стороны,  правитель.  Эту  теорию  использовали  не  только  те,  кто

выступал  за  ограничение  абсолютной  власти  правителя,  но  и  сторонники

абсолютизма. Главными  представителями  этой  теории  являются  Томас  Гоббс

(1588-1679), Джон Локк (1632-1704) и Жан Жак Руссо (1712-1778). Т.  Гоббс  и

Руссо  по-разному  объясняют  общественное  развитие.   Т.   Гоббс   считает

естественное догосударственное существование людей негативным, “войной  всех

против всех”, а о человеке говорит,  что  он  по  природе  является  злым  и

эгоистичным, а общество  его  облагораживает.  Руссо  имеет  противоположную

точку зрения, считая догосударственное, естественное состояние  человеческой

жизни чем-то вроде земного рая. Человек, по его мнению, существо по  природе

доброе, но общество его портит. И та и другая  точки  зрения  представляются

идеалистическими, поскольку за  основу  для  объяснения  общества  принимают

некие врожденные и вечные, неизменные элементы человеческой  природы,  тогда

как в действительности именно человека и происходящие с ним изменения  нужно

объяснить, отправляясь от общества.

   Теории  общественного  договора  незначительно  способствовали   развитию

научного взгляда  на  общество,  поскольку  основывались  на  абстрактных  и

априорных суждениях о  человеческом  обществе,  вместо  того  чтобы  уделять

особое внимание реальным фактам.

   Наряду с воззрениями,  о  которых  мы  говорили  как  о  непосредственных

предвестниках социологии и которые появились  в  рамках  философии  истории,

экономических наук и науки о  государстве  и  праве,  следует  еще  отметить

целый  ряд   мыслителей,   чьи   взгляды   и   представления   предвосхищали

возникновение социологии и позже влияли на ее развитие.

   Выдающийся философ Георг  Вильгельм  Фридрих  Гегель  (1770-1831)  оказал

сильное влияние на развитие социальных теорий.  Будучи  идеалистом,  Гегель,

тем не менее, развил понимание единства универсума во всем многообразии  его

проявлений,  а  общество  он  понимает  как  составную   часть   универсума,

отличающуюся    своими     специфическими,     качественно     определенными

характеристиками.

   Значительным  вкладом  Гегеля  в  становление  социологии  являются   его

представления об истории человеческого общества как  процессе,  связанном  с

целостной действительностью, и о том, что историю следует  принимать  такой,

какая она есть. Большое значение имеют гегелевское  понимание  человека  как

деятельного существа, а также представления Гегеля  о  государстве,  которое

он понимает идеалистически.  Очищенное  от  примеси  идеализма,  гегелевское

диалектическое   понимание   общества   и   отдельных   социальных   явлений

предвосхищает появление социологии.

   Значительную роль в качестве предшественника социологии играет также Адам

Фергюсон (1723-1816) - историк,  философ  и  теоретик  политики,  который  в

своем  “Очерке   истории   гражданского   общества”   пытается   осуществить

периодизацию  исторического  развития  общества.  Опираясь  на   результаты,

полученные этнографией, он  делит  историю  человеческого  общества  на  три

периода: дикость, варварство и цивилизацию.

   А. Фергюсон доказывал, что человеку от рождения присуща социальность,  из

которой проистекают социальные установления и  обычаи.  Общество  он  считал

органическим  явлением  и  был  одним  из  первых,  кто  поставил   проблему

общественного разделения труда, подчеркивая в то же время взаимную  связь  и

обусловленность отдельных областей  общественной  жизни.  Точно  так  же  он

указывал,  что  конкуренция   и   конфликт   имеют   важное   значение   для

общественного развития, вследствие чего его считают  первопроходцем  идеи  о

борьбе   между   отдельными   социальными   группами   как   движущей   силе

общественного развития.

   Социологии как науке,  а  также  многочисленным  социологическим  теориям

предшествовали  учения  социалистов-утопистов.  Эти  учения   возникли   как

результат критического отношения к действительности буржуазного  общества  и

приобрели свой завершенный вид в трудах Сен-Симона (1760-1825),  жившего  во

Франции -  стране,  в  которой  не  только  совершилась  первая  полноценная

буржуазная революция, но и была осуществлена первая систематическая  критика

капитализма.   Сен-Симон   рассматривал   развитие   общества   как   строго

закономерный процесс, а задачу  науки  об  обществе  он  видел  в  раскрытии

законов, отличных от тех, которым подчиняются индивиды.

   Особенно важное значение имеют присущее Сен-Симону  понимание  социальной

структуры, а также его указание на то, что  форма  собственности  определяет

все общественные отношения - как экономические, так и политические.

   Учение Сен-Симона, во многом противоречивое, оказало значительное влияние

как на развитое К. Марксом материалистическое понимание общества, так  и  на

развитие - прежде всего усилиями О. Конта - социологии.

   Эти и ряд других учений об обществе в целом или об  отдельных  социальных

явлениях   непосредственно   предшествовали   и   обеспечили   возникновение

социологии,  поскольку,  при   всех   своих   недостатках,   поставили   ряд

фундаментальных социологических проблем и аккумулировали  в  себе  ту  сумму

знаний об обществе,  из  которой  впоследствии  развились  все  значительные

социологические теории.


22.06.2016; 23:42
хиты: 70
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь