пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

40) структура общественного сознания

По гносеологическим критерием в общественном сознании выделяют обыденный и теоретический уровни В обыденном сознании отражается бытия людей, социальных групп, вся совокупность общественных отношений и процессы есив в их преломлении через повседневный опыт Сюда относят эмпирические знания и индивидуальный опыт людей, накопленный в течение жизни, а также круг представлений, стремлений, переживаний, надежд, надежд, п ереконань т.п., в которых отражаются условия жизни, быта и трудовой деятельности людей Здесь еще нет проникновения в глубокую сущность научного понимания закономерностей социальных процессесів.

 На теоретическом уровне осуществляется познание сущности, закономерностей, тенденций развития социальных явлений, создаются обобщенные понятийные модели, концепции Это уровень деятельности специалистов-ученых х, исследователей Сюда следует отнести научные знания (в виде понятий, категорий, законов, принципов, аксиом, гипотез, теорий), которые отражают бытия природу, общественную жизнь, деятельность, а также Общественно ьну идеологию, в которой отражается общественное бытие через призму социально-классовых интересов, потребностей тощщо.

 Разделение на указанные уровне определяется уже названными сроками Первый, хотя и несколько несистематизированный, все же применяется для целостного жизнепонимания, второй представляет собой совокупность идей, которые подвержены тео оретичний разработке и рациональной систематизацииї.

 Подобное разделение существует во всех, за исключением философии, науки формах общественного сознания Однако отношение между их уровнями неоднозначные Притом слово \"обыденный\" (\"бытовой\") не означает \"неполноценный\" В этом понятии отражен (наполненный жизненным содержанием) уровень сознания, которому присущи полнота и цельность життевидчуття и животворности Если этот уровень знания внутри бесконфликтный и нави во гармоничный, то можно обойтись и без глубоких знаний науки и философии, не испытывая психологических неудобств С другой стороны, будучи высококвалифицированным специалистом в определенной области, нельзя обе идти речь без синтетически-цельного взгляда иначе ощущаться дискомфорт На теоретическом уровне (в йог современном понимании) это синтетическая целостность может быть обеспечение только философским мировоззрением хотя и не в полной мере, поскольку нем пока не все систематизировано и пронизано рациональным связями, как это имеет место в идеалах, убеждениях и ценностямив ідеалах, переконаннях та цінностях.

 Обыденное сознание ближе к непосредственному, практической жизни В ней полнее отражена специфика ситуации, конкретные детали смысловые оттенки и т.д. Опыт бытовой сознания является основой, с которое черпа ають свое содержание науки, философия и искусство Она является первичной формой понимания социального и природного мира Она имеет свои объективную обусловленность в природе человека, постоянно меняется пополняясь знаниями, в том числе и научнымвими.

 б) общественная психология и идеология

 Соотношение между названными уровнями сознания специфические трансформируются в соотношении между общественной психологией, общественной идеологией и наукой

 Общественная психология - это совокупность знаний о психических явлениях, процессы, особенности, характеристики людей определенных социальных общностей, это психологический сторону взаимодействия, взаимовлияния людей К общественно й психологии относятся коллективные представления, мысли] понятия, верования, предрассудки, а также коллективные эмоции, настроения, аффекты, мечты, стремления, типичные психологические установки, привычки, традиции черты ха рактеру, особенности менталитета тощ.

 конкретно это выглядит так:

-явления психологического склада определенной социальной общности: а) потребности (материальные, духовные) б) интересы; в способности

-эмоционально-волевые явления: а) социальные настроения ожидания, надежды, сомнения и др.

 - социально-психологические явления: а) традиции б) обычаи в) социальные привычки;

 - национальная психология: а) национальный характер

 б) национальное чувство и традиции в) национальный темперамент

 - так называемый идеологический аспект: а) идеи б) представление

 в) социальные установки и т.д.

 - психология менеджмента и маркетинга: а) групповая б) коллективная в) индивидуальная

 Изучая общественную психологию, мы рассматриваем сознание как функционирующую, вплетенной в повседневную жизнь человеческих общностей Поэтому обыденное сознание еще называют повседневной Мы исследуем такие явления, как взаимное внушение, подражание, конформизм, нонконформизм, негативизм и проч При этом очень важное значение имеет изучение общественного мнения, механизмов ее формирования, способов воздействия на ненеї.

 Общественная психология не равна повседневной уровню сознания и не является частью Она может как на обыденном, так и на теоретическом уровне сознания, о чем свидетельствуют исследования как отечественных ученых (А Гозмана, О Егоровой, А Ольшанского), так и западных (Г Айзенка, М МИДа, ЕФромма, Дж БарбераБарбера).

 Свои психологические особенности имеют люди разных социальных групп, сословий, классов, национальностей, профессий, возрастов и т.д.

 В свою очередь, общественная идеология - это часть теоретического уровня сознания, в которой с позиции определенного класса, партии дается систематизированная оценка социальной действительности в идеологии аккумулируется социал ный опыт общественных групп, классов, формулируются их социально-политические задачи и цели, формируются идеалы Особенностью идеологии является то, что она отражает действительность не целостно-непосредственно, как су общая психология, а опосредованно (абстрактно) Поэтому отходит дальше от действительности, что может способствовать схоластическому теоретизированию Идеология может отставать от общественной психологии, может и определять бытовую сознание, полностью отрываться от нее, как это имеет место в тоталитарных режимах, особенно во время их агонии Это и обуславливает то, что общественная психология и идеология могут одни и те же явления отображать по-разному Противостояние идеологии и общественной психологии приводит к ее отставание от бытовой сознания, и к дестабилизации общественной психологии (дисгармонии и расшатывание) Когда в структуре общественного сознания образуется дисгармония, она теряет стабильность и единство: возникает противоречие между миром повседневных реалий и его отражение в сознаниидомості.

 Для стабилизации этого процесса следует изучать общественное мнение, для чего нужны: объективная критика, гласность, демократия и другие условия

 В диапазоне названных уровней общественного сознания функционируют все ее формы Кроме философии и науки, их (может несколько и условно) можно разделить на два цикла К первому следует отнести политику, право и этик ку, в основе которых лежит смысловой стержень, связанный с выяснением отношения между субъектами: между людьми (область этики), между человеком и обществом (сфера права), между различными социальными группами классами, государствами (сфера политики) Ко второму цикла относят - другие формы и науку Общим стержнем выступает \"субъект - объект\", то есть отражение человеческим сознанием многообразных отношений со миром Различие между названными циклами условных циклами умовна.


24.06.2014; 19:36
хиты: 81
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
история философии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь