пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

30) система категорий диалектики

Дальнейшее углубление и детализацию принципы и законы диалектики находят в системе категорий. Категориями (от греч. «высказывание», «решение», «свидетельство») называют наиболее общие понятия, выражающие универсальные характеристики и отношения, присущие всем без исключения феноменам реальной действительности. Истории философии известны три наиболее выдающиеся попытки создания категориальных систем. Первая из них принадлежит Аристотелю, вторая -Канту, третья - Гегелю. Именно последняя в ее материалистической интерпретации стала господствующей в отечественной философской традиции.

Кроме названных и описанных выше фундаментальных категорий (материя, дух, движение, развитие, пространство, время и т.п.), в диалектике задействованы так называемые парные категории, отражающие противоречивое единство развивающегося мира. Фиксация парными категориями противоположных (полярных) сторон, моментов развития, подчеркивает процесс перехода предметов (понятий) в «свое иное», в инобытие. При таком понимании одна категория выступает необходимым моментом другой.

Парные категории диалектики, в свою очередь, можно условно подразделить на 1) категории, отражающие уровни структурной организации бытия; 2) категории, фиксирующие отношения детерминации. Неверно было бы трактовать такую классификацию как разделение на статические и динамические категории, поскольку такой подход противоречит диалектическим принципам всеобщей связи и развития.

Сложный характер строения бытия, его структуру отражают категории первой подгруппы, в частности: «сущность-явление», «содержание-форма», «единичное-общее», «часть-целое», «система-элемент» и др.

Диалектические категории «сущность-явление» отражают всеобщие формы предметного мира и его освоения человеком. Сущностью называют действительное содержание предмета, выражающееся в единстве многообразных и противоречивых форм бытия. Явление - это эмпирически констатируемые, внешне фиксируемые свойства данного предмета. Сущность и явление выражают переход мышления от констатации наличных форм бытия предмета к его внутреннему содержанию и далее - к понятию.

В процессе мышления сущность проходит ряд стадий: видимость, явление, сущность первого порядка, сущность второго порядка и так до бесконечности, поскольку бесконечен сам процесс познания. Как видим, явление также отражает сущность предмета: «явление существенно, сущность является». Но это не означает тождественности данных противоположностей. На уровне явления отражение сущности неполно, поверхностно, граничит с видимостью (кажимостью) и требует дальнейшего углубления. «Если бы явление совпадало с сущностью, всякая наука была бы излишней». Познание сущности сопровождается переходом от чувственного восприятия, внешней констатации и описания явлений к абстрактному мышлению и созданию теоретической модели исследуемого объекта. Во взаимоотношении явления-сущности раскрывается диалектика внешнего и внутреннего, единичного и всеобщего, относительной и абсолютной истины.

Категории «содержание-форма» конкретизируют процесс саморазвертывания сущности предметов. При этом «содержание» отражает совокупность элементов, сторон, связей, отношений, которые составляют предмет или процесс, а «форма» описывает упорядоченность и способ проявления содержания. В данной паре категорий определяющей стороной выступает содержание, в то время как форма есть продукт саморазвития содержания, его определенный аспект. Гегель в "Науке логике" акцентировал внимание на неразрывной связи содержания и формы: «форма содержательна, содержание - оформлено». Однако, рассматривая двойственную природу формы, он писал о противоречивом единстве внутренней и внешней форм. Внешняя форма предмета подчеркивает противоречие содержанию, в то время как внутренняя форма тяготеет к единству с ним. Абсолютизация людьми внешней формы приводит к формализму, что носит такой же негативный характер как и отказ от требований оформления продуктов человеческой деятельности.

Следующая пара категорий - «единичное-общее» - иногда усиливается категорией «особенное». Единичное означает признак предмета, находящийся в отношении несходства к признакам всех предметов определенного, фиксированного класса. Категория единичного отражает относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве-времени предметов и процессов, а также присущие им

неповторимые уникальные характеристики, составляющие их качественную и количественную определенность.

Общее (всеобщее) описывает принцип бытия всех единичных предметов и процессов, закономерную форму их взаимосвязи в составе целого. Общее выражает признак, схожий с признаками всех предметов фиксированного класса. Общее выражается в форме понятий и теорий. Общее - это единое во многом.

Философской аксиомой является факт отсутствия абсолютно тождественных вещей, явлений, процессов. Даже при их полной внешней, видимой схожести, они в чем-то различны.

 Такие отличия единичного фиксируются категорией «особенное». Особенное фиксирует признак, сходный с признаками одних и не сходный с признаками других предметов фиксированного класса. Особенное содержит в себе и единичное, и общее, а потому не тождественно ни тому, ни другому. Единичное - лишь часть особенного, все единичное есть особенное, но не все особенное является единичным. С другой стороны, особенным может быть и общее, если общее отличает одно явление от другого.

Достаточно близки к этим категориям по смыслу и категории «часть-целое», отражающие отношения между совокупностью предметов или их сторон, которые приводят к появлению в этой совокупности новых качеств и закономерностей, не присущих единичным предметам и их сторонам по отдельности. Категории "часть" и "целое" характеризуют также общее движение познания, начинающееся с представления о неделимом целом, через аналитическое расчленение целого на части, и заканчивающееся мыслительным образом целого как единства его частей. При создании целого возникает новое качество, несводимое к сумме его составляющих; однако это качество определяется именно частями, их количеством и типом взаимодействия. Из диалектической связи частей и целого вытекает методологическое требование единства мыслительных процедур анализа и синтеза, нарушение которого ведет к ошибочным выводам и, как следствие, -к заблуждению.

Особую актуальность для анализа процессов, протекающих в технике, приобретают категории «система-элемент». Первоначально их считали частным случаем категорий «часть-целое», но после появления общей теории систем Л. фон Берталанфи и возникновения кибернетики данные категории получили статус самостоятельности.

Элементом считается далее неразложимая при данном способе расчленения единица, входящая в состав сложного целого. Еще в I веке до н.э. Лукреций, используя сравнение атомов с буквами в словах впервые предложил использовать понятие элемент как перевод греческого «эл-эм-эн» (рус. «абевега»), а Цицерон применил новый термин к четырем стихиям Эмпедокла (земля, вода, воздух, огонь). В дальнейшем элементами стали называть составную часть, «клеточку» более сложных явлений и процессов.

Системой называется множество элементов, которые во взаимодействии обнаруживают свою общность и целостность. При этом под целостностью

понимается свойство однокачественной системы как единства, которое выражают элементы в их реальном взаимодействии. Упорядоченность отношений, связывающих элементы системы и обеспечивающих ее равновесие со средой, называется структурой.

Анализ системы может быть осуществлен по трем основным направлениям: морфологическом (качественный состав элементов), структурном (отношения между ними) и функциональном (роль, которую выполняют элементы или вся система). Системный анализ сегодня стал неотъемлемой составляющей всякого научного и философского исследования, а системный подход - одним из важнейших методологических требований диалектики.

Вторая группа диалектических категорий включает в себя категории, описывающие взаимообусловленность, детерминированность явлений и процессов. К ним относятся: «причина-действие», «необходимость-случайность», «возможность-действительность» и др.

Анализ причинно-следственной связи, то есть такого отношения между объектами, при котором один из них при определенных условиях приводит к появлению другого, осуществляется с помощью пары категорий «причина-действие». Чаще всего под причиной понимается явление, событие, обусловливающее возникновение нового явления или события. Следует подчеркнуть, что в данном определении фиксируется лишь внешний характер причины, в то время, как внутренняя ее сторона должна быть выявлена в результате анализа взаимодействия на уровне сущностей. Диалектика рассматривает преимущественно это глубинное взаимодействие, которое и признает подлинной причиной всех изменений, происходящих во взаимодействующих системах. Действие (следствие) - это изменения, вызываемые к жизни самим ходом взаимодействия.

Причинная зависимость имеет достаточно относительный характер. Причина и действие не существуют безотносительно друг к другу и всем прочим явлениям окружающего мира: каждое из них, рассматриваемое в цепи универсальной мировой связи, может одновременно выступать и в качестве причины, и в качестве действия.

Существует несколько вариантов причинно-следственных связей: 1) одна причина может служить основанием только для одного следствия; 2) одна причина приводит к нескольким следствиям; 3) одно следствие может быть вызвано различными причинами; 4) одна причина обусловливает действие, становящееся причиной для следующего действия (мультипликационный эффект или «эффект домино»). Причину следует отличать от повода, выступающего внешним импульсом, толчком к появлению того или иного действия. Наряду с этим, диалектика требует учитывать условия, в которых осуществляется причинно-следственная связь.

 Все это вместе взятое (причина, повод, условия) получило наименование причинных оснований, среди которых выделяются необходимые и достаточные.

Связь между причинами и действиями может носить не только необходимый, но и случайный характер, что отражается следующей парой категорий - «необходимость-случайность». Необходимость означает внутреннюю, устойчивую, повторяющуюся связь между объектами и явлениями, детерминированную всем предыдущим ходом их развития и всей совокупностью наличных условий их существования. Необходимым есть то, что при определенных условиях не может не быть. Случайность отражает внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности. Данная категория указывает на проблематичность или необязательность возникновения или существования событий. Случайным есть то, что при определенных условиях может быть, а может и не быть.

Диалектика необходимости и случайности предполагает два сущностных момента. Суть первого состоит в том, что случайность выступает формой проявления необходимости. Необходимость - это внутренняя тенденция, объединяющая разнообразие вещей и явлений, она не сводится ни к отдельному факту, ни к сумме фактов. Не растворяясь в массе явлений, необходимость, одновременно, не существует вне их, отдельные случайные события лишь подтверждают необходимость, а необходимость, не проявляющая себя в случайности, есть условной необходимостью.

Второй момент акцентирует внимание на случайности как дополнении необходимости. Необходимость складывается из случайностей, она прокладывает себе путь через бесконечную цепь случайностей, при этом случайность всегда остается «по ту сторону» необходимости, никогда не сливаясь с ней полностью.

В социальной философии категория необходимости рассматривается через свою другую противоположность - категорию «свободы». Свобода -это осознание необходимости, а главное - действие человека в соответствии с этим осознанием. Свобода предполагает выбор действия из нескольких вариантов. Категории "свобода" и "необходимость" отражают диалектическую противоречивость между объективными законами и субъективной деятельностью человека как разумного существа, способного к свободному выбору. Проблему свободы и необходимости традиционно рассматривали как антиномию: либо все подчинено необходимости, свободы не существует (детерминизм), либо свобода отрицает необходимость (индетерминизм). Попытки выявить диалектическую связь свободы и необходимости принадлежат Спинозе, Гегелю, Марксу, Бердяеву. Диалектика учит, что свобода всегда конкретна и относительна. Абстрактная и абсолютная свобода есть фикция. Свобода не тождественна произволу. Человек в своих действиях свободен не потому, что они ничем не детерминированы, напротив, причинная детерминация человеческих действий не отменяет свободы. Независимо от мотивов и целей, человек в своих действиях свободен настолько, насколько осознает преимущества того или иного выбора. Больше того, подлинно свободный человек ограничивает свою свободу в пользу другого, признавая в нем права такого же свободного как сам существа.

Категории «возможность-действительность» называются

модальными, поскольку отражают характеристики бытия, которые еще только могут быть раскрыты. Возможность указывает на объективно существующее и внутренне обусловленное состояние предмета в его незавершенном развитии. Возможность - это объективная тенденция становления предмета, выражающаяся в наличии условий для его возникновения, обусловленная природой и внутренней закономерностью развития.

Будучи реализованной, возможность превращается в действительность. Действительность характеризует реализованное, завершенное, наличное бытие. Иными словами, действительность есть объективно существующий предмет как результат реализации некоторой возможности, в широком смысле - совокупность всех реализованных возможностей.

Возможность и действительность - это две различных формы бытия. Они соотносятся как потенциальное и актуальное бытие. Различают возможности формальные и реальные, абстрактные и конкретные. Формальными называются те возможности, вероятность осуществления которых достаточно низка. Реальными возможностями считаются те, для реализации которых существуют все необходимые и достаточные условия. Невозможность есть возможность с нулевой вероятностью ее перехода в действительность, возможность, противоречащая объективным закономерностям.

Таким образом, задействованные в диалектике парные категории используются для осмысления противоречивости постоянно становящегося бытия, которая выступает источником их самодвижения и саморазвития, углубления и обогащения их содержания, взаимоперетекания друг в друга. Система диалектических категорий обеспечивает целостное теоретическое отражение мира, выступая инструментом его познания и преобразования.


24.06.2014; 19:33
хиты: 63
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
история философии
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь