Агностицизм - философское учение, утверждающее непознаваемость мира. Крупнейшими представителями А. в философии Нового времени считаются Д. Юм и И. Кант. Кант признает, что вне и независимо от нас существует внешний мир, который, воздействуяна наши органы чувств, порождает в нас ощущения. Этот мир Кант называет «вещью в себе». «Вещь в себе» — источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущенияупорядочиваются и составляют с помощью категорий рассудка те или иные представления о предметах — «вещи для нас», как называет их Кант. Но вопрос о том, похожи ли «вещи для нас» на «вещь в себе», или,иначе говоря, наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения.Допустим, мы едим вишни. Мы ощущаем алый цвет вишни, ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Всеэто наши субъективные переживания, которые наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый«вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нассоответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни среальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только через призму своейчувственности. Грубо говоря, решить этот вопрос мог бы лишь наблюдатель, способный видеть образывещей в нашем сознании и сами вещи. Но человек не является таким наблюдателем, поэтому человекникогда не сможет узнать, каков мир сам по себе.
Это рассуждение Канта подвергалось критике многими философами. В частности, К. Маркс указал на то, что сравнение нашего представления о мире с самим миром осуществляется в практической деятельности и успех нашей практики как раз и свидетельствует о том, что мы, в общем, имеем правильное представление о предметах и явлениях окружающего мира. Вместе с тем Агностицизм Юма и Канта оказал громадное влияние на философию 19—20 столетий. После Канта каждый философ уже четко проводит грань между нашимпредставлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей А. в философии 20 в. был К. Поппер, полагавший, что в своем познании окружающего мира человек способенлишь обнаружить ложь в своих воззрениях и отбросить ее, но обнаружить истину он не способен. Прогресспознания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании иллюзий изаблуждений.
Как филос. учение А. внутренне противоречив и непоследователен, однако его важная заслуга передфилософией состоит в том, что он нанес сокрушительный удар по «наивному реализму» — вере в то, чтовнешний мир таков, каким мы его себе представляем.