А.Н. Леонтьев выделял три стадии развития психики: стадию элементарной сенсорной психики; стадию перцептивной психики; стадию интеллекта.
2.1. Стадия элементарной сенсорной психики.
Деятельность животных на самой ранней стадии развития психики характеризуется тем, что она отвечает отдельному воздействующему свойству (или совокупности отдельных свойств). Это происходит из-за связи этого свойства с теми воздействиями, от которых зависят основные биологические функции животных. Соответственно, они способны отражать отдельные свойства предметов внешней среды.
Хотя на этой стадии деятельность все время усложняется, (одновременно с развитием органов восприятия, действия и нервной системы), но строение деятельности резко не меняется. Восприятие действительности никогда не становится восприятием целостных вещей.
2.2. Стадия перцептивной психики.
Усложнение деятельности в пределах первого типа идет по двум направлениям: с одной стороны, усложнение самого механизма совершения деятельности – появляются цепи, состоящие из большого числа реакций. Эта линия усложнения деятельности не является прогрессивной, потому что не несет никаких качественных изменений. С другой стороны, прогрессивное направление усложнения деятельности – оно приводит к изменению самого строения деятельности, к качественному ее изменению.
Это прогрессивное изменение и приводит к возникновению новой формы отражения внешней среды, которая характеризует перцептивную (воспринимающую) стадия развития психики. Отражение происходит не в форме отдельных ощущений, а в форме целостных образов вещей. Однако психическое отражение ситуации «запаздывает»: отражаются лишь целостные предметы, а не отношения между ними. Поведение животных, находящихся на этой стадии управляется совокупностью числа одновременных действий.
Вместе с изменением строения деятельности животных и изменением формы отражения ими действительности происходит перестройка функций памяти. Мнемическая функция в моторной сфере выступает в виде двигательных навыков, а в сенсорной сфере в виде примитивной образной памяти.
2.3. Стадия интеллекта (ручного мышления).
Стадия интеллекта характеризуется сложной деятельностью и сложными формами отражения действительности. На этой стадии развития психики деятельность как процесс разделяется на фазу подготовления и фазу осуществления. Интеллект возникает там, где осуществляется фаза подготовления.
Анализ интеллектуальной деятельности животных показал, что у животных возникает отражение как отдельных вещей, так и их отношений. Животное способно обобщить связи вещей. Основой возникновения и развития интеллекта животных является развитие коры головного мозга, преимущественно лобной коры, и ее функций.
Эта стадия развития психики является подготовительной к становлению мышления человека.
Сознание - высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.
Вторая функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.
Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоций - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. "Осознание переживания - это всегда установление его объективной отнесенности к причинам его вызывающим, к объектам, на которые оно направлено, к действиям, которыми оно может быть реализовано" (С. Л. Рубинштейн).
Сознание развивается у человека только в социальных контактах и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Выделяют 2 слоя сознания (В. П. Зинченко).
I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.
II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя: 1) значение; 2) смысл.
Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия.
Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.
Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание:
1) рождается в бытии,
2) отражает бытие,
3) творит бытие.
Посредством языка происходит переход от восприятий и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единстве определяющей стороной является сознание, мышление : будучи отражением действительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознание и практику структура языка в конечном счете выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство - это не тождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга : сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь - это не мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшими мыслителями.
Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание : его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицировать форму и стиль мышления.