"Теогония" и "Труды и дни".
"Труды и дни" - поэма, которая является первым и классический образцом назидательного эпоса.
В центре внимания - ценности крестьянства (мелких собственников, простых людей), которые существуют уже не столько как данность, сколько как требования, абстрактные принципы.
Гесиод - сам крестьянин. Наследство отца было поделено между ним и его младшим братом Персом. Перс силой и путем подкупа судей забрал себе больше того, чем ему полагалось. Но он промотал свое имущество и вынужден был обратиться за помощью к Гесиоду. Поэма "Труды и дни" написана в форме обращения к Персу и в качестве урока ему.
Поведение Перса - не его индивидуальная особенность, а типичное выражение всеобщей испорченности нравов. Люди, говорит Гесиод, обречены на тяжкий труд, на болезни, страдания, тысячи всяких бед. Это - наказание со стороны Зевса за поступок Прометея, обманом выкравшего у богов огонь.
Общая причина всех несчастий - отступление от правды, на которой держится порядок мира, который и диктует людям почтительное отношение к богам и справедливое отношение друг к другу.
Несправедливый путь, на который встал Перс и который явился причиной его бед, есть плохой путь, путь зла. А какой же путь был бы правильным? Трудный путь добродетели, который есть в то же время добродетельный путь труда.
Что же делать Персу и всем испорченным людям железного века, типичным представителем которого он является? Быть справедливым и упорно трудиться. Справедливость и труд - таковы устои нравственного канона Гесиода.
На пути добродетели стоят два тесно связанных между собой препятствия: соблазн и глупость. Праздное желание получить все легко и быстро толкает человека на путь зла, который является первым, ближайшим путем, ибо "обитает оно недалеко".