=========== Традиционная тема христианской философии - защита совершенства бога и того, что им сотворено, перед лицом существующего в мире зла - занимает много места в работах Аквинского. Обращение его к этой проблеме и широкое ее рассмотрение диктовались историческими и доктринальными потребностями церкви. В средневековье действовали различные еретические секты, учения которых имели ярко выраженный антифеодальный и, следовательно, антицерковный характер. ======
Объективно-божественное обоснование морали в учении Августина Блаженного. Основные положения: Бог – источник добра и блага; зло – отклонение воли человека от Бога в пользу собственного бытия.
=======
Очевидное существование зла в мире трудно согласуется с идеей бога: если бог всесилен и добр, то почему он допустил такое? Поэтому проблема зла всегда занимала особое место в религиозном сознании, прежде всего христианском, с его представлением о греховной природе человека. В ходе многовековых сосредоточенных раздумий на эту тему христианские мыслители высказали много идей, имеющих важное значение не только для обоснования цельности религиозной картины мира, но и для понимания сущности морального зла.
Из решения этой древней проблемы возникла теодицея — оправдание бога за наличное в мире зло. В христианстве сложилось несколько вариантов богооправдания. У одного только Августина их два: метафизический и эстетический. Согласно первому из них, зло происходит не от бога, а от небытия, из которого бог создал мир. Согласно второму, зло как контраст добра, его тень, является злом только для человеческого восприятия, а в целом есть часть всеобщего порядка и служит укреплению вселенной.
Метафизический аспект теодицеи основан на христианской догме креационизма. Бог создал мир из «ничего», поэтому на всем творении лежит печать небытия, конечности и злобности. Оно имеет свойства использованного строительного материала. Всему сотворенному присуща тяга к небытию, разрушению и самоуничтожению. Любая вещь удерживается в бытии одним только божественным содействием, «Ничтожность» и есть своеобразное онтологическое основание зла.
Апелляция к полноте и совершенству вселенной подробно представлена у Аквината. Отличая физическое зло (несовершенство вещей) от зла нравственного (несовершенства поступков, их греховности), он возводил причину первого к богу, а второго— к вине человека с его актуально несовершенной волей. Зло как недостаток, лишение и порча существует для того, чтобы благо могло развернуть все свои потенции. При этом зло далеко не равнозначно благу. Оно не имеет самостоятельного источника, а лишь присутствует в благе, да и то только акцидентально, то есть случайно, а не по сущности. Зло умаляет благо, «однако никогда не может его вполне уничтожить»1. Благо возвышается, преодолевая в себе эту недостаточность.