пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

20. Социальные предпосылки появления сознания

 

Тайна происхождения сознания есть тайна происхождения человека, которая ввиду отсутствия строгой теории антропогенеза до конца не разгадана. В истории познания высказыва­лись разные представления на сей счет. Представители кон­цепции абиогенезанастаивают на спонтанном возникновении жизни из неживой природы вследствие разных причин — тепло­вого стресса, сильного геомагнитного излучения и т. д. Сторон­ники концепции панспермии полагают, что жизнь зародилась не на Земле, а привнесена из Космоса — то ли случайно, то ли после посещения Земли инопланетянами. Продолжает суще­ствовать и даже успешно развиваться и теистическая концеп­ция происхождения человека в акте божественного творения.

По сей день важным объектом спора остается вопрос о «механизме» перехода от животного к человеку. В частности, однаиз точек зрения на сей счет заключается в том, что человек —результат «генетической ошибки», сбоя эволюционной програм­мы развития природы, обусловленного процессами космичес­кого масштаба.

Основа трудовой теории антропогенеза была заложена вдиалектико-материалистической философии и базировалась наматериалистической теории эволюции (исторического развития)органического мира Земли.

Трудовую теорию антропогенеза можно свести к четыремосновным положениям:

1.  Ключ к разгадке происхождения человека и его сознания заключается в одном слове труд. Вначале было дело! Какговорится, оббивая клинок своего каменного топора, человек в то же время оттачивал и лезвие своих умственных способностей. Вместе с возникновением труда формирова­лись человек и общество. Труд создал самого человека и его сознание — это первое условие человеческой жизни (об особенностях труда см. далее).

2.  Сознание с самого начала есть общественный продукт, иостается им до сих пор, пока вообще существуют люди — и в этом его сущность. Поэтому переход (скачок) от биологи­
ческой формы отражения к социальной (сознание) есть од­новременно переход от высших животных (человекообраз­ных обезьян) к человеку, от природы к обществу.

3. Вместе с тем, как подчеркивал Ф. Энгельс, сначала труд, а
вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми
главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьян­ы неизбежно превратился в человеческий мозг. Способ­ность к изготовлению орудий и его коллективный характер привели к возникновению системы речевых знаков (снача­ла в виде жестов и звуков), а потом к социальной системе знаков — к языку.

4.  Осуществление трудовой деятельности и упрочение ее кол­лективного (общественного) характера стали возможны бла­годаря переходу некоторых видов обезьян к прямохождению и, следовательно, к развитию руки. Это позволило
освободить передние конечности для более активных дей­ствий с предметами окружающего мира и систематическо­му созданию орудий труда.


16.06.2014; 01:16
хиты: 70
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь