Категория бытия, выступая предельно общей абстракцией, объединяет по признаку
существования самые различные явления, предметы и процессы: природные
объекты, их свойства, связи и отношения, человеческие коллективы и отдельных
людей, социальные институты, состояния человеческого сознания и т.д.
Парменид одним из первых в европейской мысли ввел и стал употреблять
философское понятие бытия в его общем, абстрактном значении. Он изображал его
в виде некоего самого большого шарообразного “футляра”, вмещающего все, что
существует в мире.
Демокрит утверждал, что бытие - это атомы.
Платон отрывал всеобщие связи мира от самого мира и превращал бытие в идею,
ведущую самостоятельную жизнь где-то “на хребте неба”.
Основные формы бытия:
1. бытие вещей (тел), процессов (природное бытие);
2. бытие человека;
3. бытие духовного (идеального);
4. бытие социального.
Бытие человека:
· бытие человека в мире вещей
· специфическое человеческое бытие
Бытие человека- бытие уникальное, однако есть стороны существования общие для
человека и природы. Человек существует как конкретный индивид; предпосылкой
его существования является жизнь его тела. Тело человека есть тело его
природы . Наличие тела делает его конечным, смертным. В человеческом бытие
первична предпосылка существования тела из чего следует его подвластность
законам наследственности и природы.
Особенность человеческого существования состоит в возникновении
специфической, уникальной для живой природы, “нежесткой” и неуниверсальной
детерминации бытия человека со стороны его тела. Нежесткость проявляется в
способности регулировать, контролировать свои фундаментальные потребности,
удовлетворяя их не в простом соответствии с повелениями природы, а в пределах
и формах, определяемых обществом, историей, собственной волей и сознанием.
Неуниверсальность же состоит в том, что многие действия человека регулируются
духовно-нравственными, социальными мотивами (жертвенные поступки).