пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

ВОПРОС 18, Общественные движения 1830-50

Причины развития общественных движений: 1) кризис крепостнического строя, тормозивший развитие страны, пагубно влиявший на все сферы жизни русского общества, что все яснее понимали мыслящие люди разных политических взглядов; 2) неготовность правительства Николая I осуществлять коренные реформы, а пытавшегося лишь упорядочить существующую систему организации общества; 3) реакционный курс внешней политики, превративший Россию в «жандарма Европы»; 4) влияние опыта общественного и экономического развития западных стран, добившихся существенных успехов, но не ликвидировавших социальные конфликты и бедность; 5) социальные и философские идеи западных мыслителей; 6) идеи и опыт декабристов, как положительный, так и отрицательный.

Особенности: 1) движение этого периода развивалось в условиях жесткого правления Николая I, сурово подавлявшего всякое инакомыслие; 2) общественное движение становилось более демократичным, т. к. начало осознавать необходимость обращения к народу в борьбе во имя интересов народа, а также, оставаясь по составу преимущественно дворянским, это движение стало включать и разночинцев; 3) эти годы происходит оформление новых общественных течений и концепций: славянофильства, западничества, народничества, теории официальной народности. Эти концепции укладывались в такие политические идеалы как национализм, консерватизм, либерализм, социализм; 4) отсутствие возможности свободной общественной деятельности привело к тому, что основной формой движения стали кружки. Большее чем прежде общественное значение приобрели художественная литература и литературная критика; 5) русская общественная мысль развивалась под сильным влиянием немецкой философии Фихте, Гегеля, Шеллинга.

Основные организации:

1) кружок братьев Критских (1826-1827 гг.) состоял из 6 человек. Его члены занимались анализом истории и перспектив развития России, пытаясь продолжить традицию декабристов. Кружок, ставивший далекой целью революционное преобразование России, вскоре был разгромлен властями;

2) сунгуровское общество (1831) состояло из 26 человек. Его руководителями были Сунгуров Н., Костянецкий Я., Антонович А., Кноблох А. Общество планировало подготовить вооруженное восстание, но было разгромлено властями;

3) «Литературное общество 11-го нумера" (1829-1832 гг.) во главе с В.Г. Белинским, критически оценивало существовавшую общественно-политическую действительность;

4) студенческий кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева (1831-1834 гг.) с участием А. Закревского, И. Оболенского, В. Петрова, Е. Челищева, П. Антоновича и др. Члены кружка обсуждали и критически оценивали существующий строй, их взгляды отличались политизированностью;

5) деятельность кружка Н.В. Станкевича (1831-1834 гг.). Члены кружка: М Бакунин, А Боткин, К Аксаков, А Герцен и др. изучали философские системы Фихте, Гегеля, Шеллинга, пытались объяснить с их помощью развитие России. Из этого кружка позже вышли крупные революционеры, демократы, либералы, ученые разной ориентации;

6) теория официальной народности. Министр народного просвещения С.С. Уваров, почерпнув некоторые положения в работах историка М.П. Погодина и литератора С.П. Шевырева, в 1832 г. сформулировал основы правительственной идеологии, которая преследовала цель воспитания юношества в национальном духе. (Фактически она представляла собой Теорию официальной педагогики"). Суть ее заключалась в том, что самодержавие, православие и народность, как основы русской истории обеспечивают благоденствие и могущество России, мир между сословиями и защиту от "гниющего" Запада. Проявление народности автор видел в русском языке, культуре, самобытности русского народа. В теории содержалась попытка совместить результаты европеизации российской культуры и общества с русским национальным религиозно-философским наследием. Уваров считал необходимым продолжать дело Петра и потом еще приготовлять Россию и к обратному шагу, т.е. возвращать русских к русскому;

7) публикация первого Философического письма П.Я. Чаадаева. Письмо, написанное еще в конце 1820-х гг. и опубликованное в журнале Телеграф в 1836 г., стало своеобразным ответом на пропаганду теории официальной народности, пронизанной идеей восхваления России, ее самобытности. Чаадаев, соглашаясь с тем, что Россия шла своим особенным путем развития, оценивал этот путь как ошибочный, обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал трагическую изоляцию России от Европы, вызванную выбором православной формы христианства, пагубно повлиявшей на весь ход русской истории;

 

8) славянофильство как течение общественной мысли появилось в начале 1840-х гг. Его идеологами были литераторы и философы А.С. Хомяков, И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы., Ю.Ф. Самарин и др. Славянофильство можно охарактеризовать как российский вариант национал-либерализма. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы, в отличие от защитников теории официальной народности, главной ее движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. С другой стороны, полемизируя с Чаадаевым, они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл.

Основные положения теории славянофильства:

1. идея народности, обоснование того, что в основе самобытного российского пути развития лежат православие и национальный русский характер;

2. гармония власти и народа в России в противоположность Европе, где обострены социальные конфликты. Самодержавие, по мнению славянофилов, избавляло российское общество от политической борьбы, в которой погрязла Европа;

3. общинный строй в деревне, коллективизм, соборность - основы русской общественной жизни;

4. ненасильственный путь развития России;

5. преобладание духовных ценностей над материальными в России;

6. критика Петра I за насильственные методы внедрения опыта, механически заимствованного у Запада, что привело к нарушению естественного развития России, породило крепостничество и социальные конфликты;

7. необходимость ликвидации крепостного права, но при сохранении общины и патриархального уклада жизни;

8. созыв Земского Собора для определения пути дальнейшего развития;

9. объединение всех славян под эгидой России.

Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые сверху под давлением общества по принципу царю - сила власти, народу - сила мнения.

 

9) западничество оформилось как идейное течение в работах и деятельности историков, юристов и литераторов Т.Н. Грановского, К.Д. Кавелина, П.В. Анненкова, С.М. Соловьева, В.П. Боткина, В.Г. Белинского. Как и славянофилы, западники стремились к превращению России в передовую державу, к обновлению ее общественного строя. В то же время, представляя собой российский вариант классического либерализма, западничество отличалось оценкой характера развития страны и методов ее переустройства.

Основные идеи западничества:

1. отставание от Запада России, развивающейся по универсальным законам истории;

2. необходимость восприятия опыта и ценностей Запада, ликвидация исторического отставания;

3. утверждение в России либеральных идеалов свободы личности, гражданского общества и, в перспективе, конституционной монархии;

4. развитие рыночных отношений, предпринимательства, промышленности и торговли;

5. отмена крепостного права, передача крестьянам земли за выкуп;

6. развитие образования и распространение научных знаний.

Западники основными методами своей деятельности считали формирование общественного мнения для подготовки преобразования России путем реформ "сверху".

10) революционная демократия:

1. особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единство мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма. Цель движения заключалась в создании общества социальной справедливости - социализма. В качестве метода достижения цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

 

11) теория "русского социализма" (народничество). Основоположником теории выступил А.И. Герцен, другими идеологами - Н.Г. Чернышевский, Н.П. Огарев, Н.А. Добролюбов, М.А. Бакунин, которые ставили своей целью достижение социализма как общества справедливости.

Основные идеи Герцена заключались в следующем:

1. достичь цели можно, используя сельскую общину с ее коллективизмом и самоуправлением;

2. России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества - к социализму.

3. желательно избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. Правда, было время, когда Герцен считал, что Россию надо звать к топору. Но окончательный его вывод сводился к тому, что стране необходима лишь метла (т.е. он осознал всю опасность крестьянской революции, которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на реформы.)

4. надо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, но сохранить общину.

5. следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

 

Итоги:

1) несмотря на реакцию (т.е. по словам А.И. Герцена - внешнее рабство), благодаря общественному движению в стране удалось сохранить внутреннюю свободу - независимость и свободомыслие духовной элиты;

2) происходит усложнение общественной мысли, появляются самостоятельные и самобытные, учитывающие национальную специфику течения;

3) начинается дифференциация общественно-политических направлений, которые подготавливают интеллектуальную и нравственную почву для дальнейшего развертывания освободительного движения в России;

4) в обществе и даже части бюрократии создается духовная атмосфера, позволившая приступить к подготовке ликвидации крепостничества;

5) общественное движение страны оказывает значительное влияние на развитие русской культуры и, особенно, литературы. С другой стороны, русская литература, берущая на себя функции негласного духовного парламента России, придает общественно-политическим идеям художественную форму и тем самым усиливает их воздействие на общество.


15.06.2014; 16:25
хиты: 81
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь