Мондриан начал свой творческий путь с реалистического стиля. Затем перешел к кубизму, а потом к беспредметному искусству. В больших овальных композициях тушью и углем он уподоблял фасады церквей и морские виды геометрическим структурам из вертикальных линий. Наиболее выразительные листы покрывались сетью геометрических знаков, получивших впоследствии у художников название «плюс-минус».
В конце 1915 г. беспредметные опыты Мондриана нашли отклик у молодого художника Тео ван Дусбурга, пытавшегося найти синтез живописи с современной архитектурой. В 1916 г. художники создали группу «Де Стейл», а в 1917 начали издавать художественный журнал с тем же названием «De Stijl». На страницах «De Stijl» Mондриан публиковал теоретические выкладки о законах формообразования, приведшие к рождению нового направления — неопластицизма . Mондриан, полностью отказавшись от фигуративности, теоретически и практически исследовал природу абстрактного искусства, обосновывая ведущую роль в композиции вертикальных и горизонтальных линий, демонстрирующих равновесие противоположностей: отказ от перспективных построений. Так появился стиль неопластицизм.
Главной чертой нового направления было строгое использование выразительных средств. Для построения формы неопластицизм допускает лишь горизонтальные и вертикальные линии. Так называемый закон прямого угла.
Около 1920 к нему добавился второй принцип, касающийся классификации цветов. По Мондриану красный, синий, жёлтый – цвета, а белый, серый, чёрный – не цвета. Исчезает мазок, прямые контрастные линии подчёркивают плоскость.
С помощью этой строгости неопластицизм предполагал выйти за рамки индивидуальности, чтобы достигнуть универсализма и создать таким образом новую картину мира.
Переживания Пита Мондриана во время нанесения на холст или лист бумаги геометрических знаков сопоставимы с состоянием монаха в процессе работы над иконой. Работа над абстрактной композицией для автора есть акт медитации, а следовательно, путь к самосовершенствованию, к просветлению. И здесь он близок к Кандинскому, который также провозглашал главенствующую важность переживания, нежели формы.