пользователей: 21219
предметов: 10452
вопросов: 177398
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История дизайна

23. Развитие дизайна и возникновение школ в конце 19 - начале 20 вв. Ранний американский функционализм, «Чикагская школа» (Л.Г. Салливен). «Органическая архитектура» Ф.Л. Райта.

Характерными и зримыми приметами возрождения силы, устремленности в будущее Америки стали небоскребы и обтекаемый стиль в формообразовании промышленной продукции. Период между двумя мировыми воинами в Америке - это эпоха взлета строительства. Подобно серебристой ракете устремился ввысь в Нью-Йорке Крайслер- билдинг (1928-1930); поражала роскошью гостиница «Уолдорф-Астория» (1930— 1931), было построено здание радиокомпании Виктор-тауэр (1930-1931) и др. Наряду с архитекторами в создании небоскребов активно участвовали дизайнеры. И первые, и вторые привносили в эти сооружения стиль ар деко, его динамичные элементы. Лекция 17. Подъем экономики США и американский дизайн после Второй мировой войны 7 Идея «обтекаемости» в дизайне Америки предвоенных лет - эта наглядная метафора устремленности в будущее, стремительного прогресса - приобрела не столько утилитарное значение, сколько символический смысл. На Всемирной выставке в Нью-Йорке весной 1939 года Норман Бел Геддес, апостол обтекаемых форм, получил возможность дать простор своей фантазии, иллюстрируя экономические и социально-культурные планы Америки на будущее. Им была построена Футурама - макет города 1960 года, в котором обтекаемые автомобили двигались  о многоуровневым автострадам среди округлых башен-небоскребов. Это был еще один, последний перед началом войны, крупный акт утверждения «обтекаемости» как американского стиля, о чем было заявлено в 1934 году на ежегодной выставке промышленного дизайна в здании радиокомпании Виктор-тауэр.

Чикагская школа — направление в американской архитектуре, сложившееся в 1880-е годы в Северной Америке с центром в Чикаго. Характеризовалось стремлением к многоэтажности и вертикальности линий сооружений-небоскребов.

Наиболее выдающийся представитель направления —  архитектор Луис Салливен. Обобщая  идеи рационалистического направления в эстетике американского романтизма (Р.Эмерсон, Г.Торо, Х. Гриноу), Л. Салливен провозгласил «форма в архитектуре следует функции».

Архитектура 20 в. Запад и  Америка

Рационализм. «Чикагская школа».

То было время начала строительства  в Америке многоэтажных конторских зданий, прототипов будущих небоскребов, вошедшее в историю архитектуры созданием так называемой "Чикагской школы". После опустошительного пожара 1871 г в Чикаго развернулось строительство многоэтажных зданий на основе металлического каркаса. Новая тенденция заключалась в отказе от облицовки каркаса массивом стены, выявлении на фасадах этажных членений, каркасной структуры, в широком использовании крупных остекленных проемов, в сведении к минимуму декора. Значение Чикагской школы в истории архитектуры в том, что впервые в XIX веке был преодолен разрыв между конструкцией и формой, они были объединены в единое целое. Наиболее ярким представителем ее является Салливен, расцвет творчества которого совпал с расцветом Чикагской школы (1883-93).

Лидер «Чикагской школы». "Форма должна соответствовать  функции". Завершением естественного  развития формы должен стать орнамент.

Рост стоимости земли  в деловом центре городов Америки породил новый тип зданий - небоскребы. Изобретение пассажирского лифта и применение металлического каркаса способствовало развитию зданий в высоту. Пластическое выявление на фасадах каркаса, заполненного стеклом огромных окон. На фасаде хорошо читается каркасная конструкция, подобно клетке замыкающая внутренний объем. В пропорциях выделены цокольная и завершающая карнизная часть здания, что характерно для всех работ архитектора.

Творчество Салливена  наложило отпечаток на молодое поколение  архитекторов Среднего Запада, выдающимся представителем которого был Франк Ллойд Райт.

Салливен сумел синтезировать  в единую систему идеи, назревавшие  в XIX веке и подготовившие решительный  поворот развития архитектуры XX века. Недаром западноевропейские функционалисты 20-х годов объявили его своим предшественником.

  Большой заслугой Салливена было также создание концепции "органичной архитектуры", блестяще развитой его учеником Райтом, а затем продолженной финским архитектором А. Аалто. Среди последователей этого направления – немецкий архитектор Петер Беренс, австрийцы Отто Вагнер и Адольф Лоос, французы Огюст Перре и Тони Гарнье.

Органическая архитектура

направление в архитектуре 20 в. (особенно распространённое в 30—50-е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Впервые сформулированные в 1890-е гг. американским архитектором Л. Салливеном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи О. а. были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; эта концепция впервые реализована им в т. н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902; дом Роби в Чикаго, 1909). Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы. В полемике с техницистскими крайностями Функционализма в середине 30-х гг. О. а. становится одним из распространённых направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей Под воздействием идей О. а. сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и др.). В США её принципы использовала т. н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р. Нёйтрой (См. Нёйтра). В ряде стран под влиянием О. а. возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре. В дальнейшем популярность концепции О. а. росла одновременно с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й половине 40-х гг. теория О. а. была подхвачена в Италии архитектора Б. Дзеви; в 1945 в Риме создана группа АРАО (Associazione per l’Architettura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчёркивавшая в программе гуманистическая направленность своих устремлений. Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистические идеи уводили О. а. от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным устремлением О. а. к индивидуализму отвергалось использование в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистической утопии (см. Дезурбанизм) входили в противоречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939—1945, — с необходимостью массового индустриального строительства. Всё это ограничивало диапазон О. а. главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей. После смерти Райта (1959) О. а. окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х гг., направленных на расширение диапазона рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные О. а., продолжают широко использоваться в архитектуре и художественном конструировании.

 


19.06.2014; 23:39
хиты: 1388
рейтинг:0
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь