пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью.

Преступления против здоровья.

Эту группу преступлений образуют статьи с 111 по 118. Там предусмотрены различные виды, и по форме вины, умышленной и неосторожной, и по степени тяжести.

К этой группе статей примыкает статья 116 – побои и статья 117 – истязания. Строго говоря, эти две статьи не входят во вред здоровью. Многие не относят их к числу преступлений против здоровья, исходя из того, что действия в этих составах такие, которые могут вызывать физическую боль. Но считается, что сама по себе боль не есть телесное повреждение. Она вызывает неприятные ощущения, но не вредит здоровью. Боль - это не болезнь, боль – это симптом, сигнал того, что неблагополучие с каким-то органом. Надо иметь в виду такой спорный момент относительно 116 и 117 статей.

Объект всей группы преступлений против здоровья – это общественные отношения по поводу физической (телесной) неприкосновенности человека.

Самое главное в этой группе преступлений – последствия, различного рода вред здоровью, который имеет следующие степени тяжести:

тяжкий вред здоровью,

средней тяжести,

легкий вред здоровью.

Это разные статьи с разными санкциями.

Вред здоровью – понятие очень широкое, во всяком случае, оно гораздо шире, чем то понятие, которое употреблялось в старом кодексе. В старом кодексе эти статьи назывались «телесные повреждения» – тяжкие телесные повреждения, средней тяжести и легкие телесные повреждения. И во многих учебниках, комментариях, старых постановлениях пленума вы можете столкнуться с этим выражением – телесные повреждения. В новом кодексе законодатель заменил это выражением «вред здоровью», и это неслучайно. Дело не в благозвучии, а в самом содержании. Понятие «вред здоровью» включает в себя и телесные повреждения, и заболевания (а при заболеваниях может не быть внешних, видимых нарушений покровов тела), а также патологические состояния

Def: Телесные повреждения – это нарушение анатомической целости или физиологической функции органов и тканей под воздействием факторов внешней среды. Факторы внешней среды – это и есть те средства, методы и способы, которые использует преступник. Факторов этих много, они имеют в судебно-медицинской отрасли соответствующую квалификацию: механические, физические, химические, биологические и масса других факторов.

Заболевания. Речь идет о психических заболеваниях, когда в результате учиненного насилия могут произойти какие-то изменения психики. Не только потому, что удары наносились по голове, насилие может быть обращено в разные части тела, психическая травма, связанная с этим, напрямую не связана с ударами в голову.

Токсические заболевания в результате отравлений. Тут какие-то токсины могут использоваться, то, что условно можно отнести к биологическому оружию, заражение различными бактериями, микробами.

Если в результате учиненного насилия произошло заражение заболеванием СПИД. Есть отдельная статья – заражение ВИЧ-инфекцией. В данном случае речь идет не о сексуальных контактах, в результате которых происходит заражение ВИЧ-инфекцией, а о так называемом СПИД-терроризме, когда человек, будучи зараженным СПИДом, принимает такое решение: раз судьба так распорядилась и я обречен на смерть, то чем больше я за собой утащу, тем мне спокойнее будет, особенно лиц того пола, от кого заразился.

Что касается патологических состояний, это явления, угрожающие жизни и выражающиеся в различного рода острых недостаточностях. Речь идет об острой сердечной недостаточности, когда в результате примененного насилия внешние покровы целы, повреждений нет, но наступила острая сердечная недостаточность, острая дыхательная недостаточность, острая почечная недостаточность. Сюда же можно отнести кому, коматозное состояние.

Критерии, использующиеся для определения степени тяжести вреда здоровью, перечислены в Правилах судебно-медицинской экспертизы степени тяжести вреда здоровью, 1996. Здесь используются три критерия, хотя количество повреждений и различного рода заболеваний может быть очень большим и сложно их формализовать.

      патологоанатомический критерий. Он характеризует опасность повреждений для жизни.

      экономический критерий. Он характеризует степень утраты трудоспособности. Тут нужны пояснения. В этой ситуации потерпевший от каких-то преступных действий рассматривается абстрактно как некая экономическая единица, некая рабочая сила. И вред здоровью оценивается только с одной точки зрения – насколько он утратил способность к труду и не более того. И здесь надо отметить два принципиально важных момента. 1) Этот критерий является универсальным, единым для всех категорий потерпевших, не только для трудоспособных, трудящихся, но и для инвалидов, тех, кто, может быть, утратил трудоспособность в силу инвалидности, а, может быть, никогда ее не имел и не будет иметь, если это инвалид с детства, и для детей, о чьей трудоспособности говорить еще рано, и домохозяек, которые, может быть, и обладают трудоспособностью, но не предполагают ею распорядиться и т.д. Этот критерий трудоспособности к перечисленным лицам при абстрагировании от их свойств – возраста, инвалидности, ведения домашнего хозяйства. Исходить из того, что они для нас не имеют значения. Допустим, инвалиду нанесли удар ножом и повредили руку. Нас абсолютно не должно интересовать, что он уже инвалид в связи с заболеванием сердца. Нас интересует, а если бы он был здоровым человеком, такого рода повреждение руки на сколько процентов снижает его трудоспособность. 2) Речь идет об общей, а не специальной трудоспособности. В уголовном законе есть единственный случай, когда принимается во внимание специальная трудоспособность, часть 2 ст.111.

Нормативный акт, который позволяет разобраться в степени тяжести вреда здоровью, так и называется «Правила судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью» от 10 декабря 1996 года. 

      эстетический. Он используется в одном случае, когда нужно установить, такое возможное последствие, как обезображивание лица. Вполне понятно, что здесь без эстетических представлений о красивом и безобразном не обойтись.

Тяжкий вред здоровью 111 и 118.

Множество статей, определяющих тяжкий вред здоровью объясняется разной степенью вины, одна статья говорит об умышленном вреде здоровью, другая статья - о неосторожном.

Характеризуя вред здоровью такой степени тяжести, надо сказать, что его можно подразделить на 2 группы.

        вред здоровью, относящийся к тяжкому, по признаку опасности для жизни.

        вред здоровью, не опасный для жизни, но относящийся к тяжкому по своему исходу и последствиям.

Опасным для жизни является вред здоровью, который сам по себе угрожает жизни потерпевшего в момент нанесения или при обычном течении заканчивается смертью, хотя бы в последствии и наступило полное выздоровление. Это добавление принципиально важно в том отношении, что своевременное медицинское вмешательство и оказание квалифицированной помощи и предотвращение смертельного исхода не перечеркивает факт причинения тяжкого вреда здоровью.

К такого рода группе повреждений, представляющих опасность для жизни безотносительно к исходу, когда человек жив и здоров, можно отнести проникающее ранение черепа, даже без повреждения головного мозга, проникающее ранение позвоночника без повреждения спинного мозга, ранения грудной клетки, проникающие в плевральную полость, ранения живота, проникающие в полость брюшины, сами по себе, безотносительно к тому, чем это закончится. Ранения, проникающие в просвет глотки, гортани.

Наиболее наглядным примером, характеризующим вред здоровью, относящийся к тяжкому, являются действия, которые вызывают острую дыхательную недостаточность. Человека придушили и потом отпустили. Через какое-то время восстанавливается дыхание, восстанавливается кровообращение и перед нами стоит живой человек без единой царапины. А если есть объективные медицинские данные о том, что в эти действия сопровождались потерей сознания, амнезией, головокружением, тошнотой, рвотой, они говорят о том, что в этот момент эти действия представляли собой угрозу для жизни, объективным свидетельством того является то, что его мозг отключился, в результате кислородного голодания начались почти необратимые процессы в головном мозге. И даже если потом стоит вроде бы здоровый человек, тяжкий вред здоровью выражается в том, что он стоял на грани жизни и смерти.

Вред здоровью, хотя и не представляющий опасности для жизни, но относящийся к тяжкому по своему исходу и последствиям. Последствия эти описаны в статье 111 УК. Это потеря зрения. Сама по себе потеря зрения не является обстоятельством, угрожающим жизни. Сколько живет на свете слепых людей, тем более глухих, ибо потеря слуха – это тоже то последствие, которое считается тяжким вредом. Потеря органа, утрата органом его функция – все эти обстоятельства перечислены в ст.111.

Под потерей зрения понимается слепота на оба глаза. Утрата зрения на один глаз не есть потеря зрения в том смысле, который вкладывается в ст.111. Ситуация, когда человек не видит на расстоянии вытянутой руки счет пальцев. Это 0,04 и ниже острота зрения.

Под потерей слуха понимается полная глухота, то есть ситуация, когда человек не слышит обычную разговорную речь на расстоянии 3-5 см от ушной раковины.

Потеря речи – утрата способности выражать свои мысли членораздельными звуками, понятными для окружающих.

Потеря органа – анатомическая потеря языка, руки, ноги, то есть полное отделение их от туловища или ампутация руки не ниже локтевого сустава, а ноги – не ниже коленного сустава. Ампутация руки ниже локтевого сустава считается не потерей руки, а потерей кисти руки, а рука как орган не утрачена. И соответственно потеря стопы, если ампутация ниже коленного сустава.

Среди этих последствий фигурирует и такое, как прерывание беременности. Никакого значения не имеет срок беременности. Если в результате насилия над потерпевшей беременность была прервана, то независимо от срока, это квалифицируется как тяжкий вред здоровью.

Комплексная экспертиза возможна и тогда, когда наступает такое последствие от учиненного насилия, как психическое заболевание. Это тоже одно из возможных тяжких последствий.

Если речь идет о таких последствиях, как заболевание наркоманией или токсикоманией, соответственно наркологическую экспертизу нужно назначать.

Среди множества последствий, перечисленных в ст.111, есть  такое, как неизгладимое обезображивание лица, как последствие учиненного насилия над кем-либо. Неизгладимое обезображивание лица – это понятие комплексное, медико-юридическое. Медики устанавливают только факт изгладимости или неизгладимости. А суд как орган, не связанный с заключением экспертизы, обязан это проверять, может иметь на этот счет свое мнение, и отвергать по этим основаниям заключение эксперта, если оно не соответствует общепринятым критериям. А эти общепринятые критерии изгладимости или неизгладимости таковы. Если повреждения на лице пройдут естественным образом, как проходят шишки, синяки, ссадины, полученные в детстве, или в результате использования терапевтических мероприятий, то есть мазей, примочек, льда, то эти повреждения считаются изгладимыми, что не позволяет квалифицировать содеянное как тяжкий вред здоровью. Если же требуется хирургическое вмешательство, в том числе косметическая операция, то такого рода последствия считаются неизгладимыми. Тут важно понять, что, может быть, с точки зрения косметологии они вполне изгладимы, но для этого требуется хирургическое вмешательство.

К числу таких повреждений относятся: глубокие рубцы, шрамы, асимметрия лица, удаление каких-то частей, отрезание носа, отрезание ушей. большие ожоги на лице.

Медики, обладая большими знаниями, помогают разобраться – изгладимо это или неизгладимо. Задача же юристов, отталкиваясь от факта неизгладимости, определить – являются ли эти повреждения обезображиванием. Ибо в законе говорится о двух признаках: неизгладимости и обезображивании. Тут вопрос о том, насколько это безобразно, без обращения к эстетическим нормам, решить нельзя. При этом речь идет не о большей или меньшей красивости, а о придании лицу такого отталкивающего, уродливого вида, на который без содрогания смотреть невозможно. А не просто стал менее красивый или более, это вопросы относительны.

Следующий вопрос по логике – квалифицированные виды причинения вреда здоровью, о которых говорится во вторых частях ст. 111. Но в этом нет необходимости, поскольку многие из этих признаков повторяют те, которые рассматривались при изучении убийства. Подобно тому, как есть убийство 2 и более лиц, так есть причинение тяжкого вреда здоровью 2 или более лиц и т.д. Я бы обратил внимание на 1 обстоятельство. В части 4 ст.111 говорится о тяжком вреде здоровью, повлекшем смерть. Это положение заслуживает внимания, потому что в совокупности со ст.105 и 109 порождает какую-то конкуренцию. В ст.105 – убийстве, и части 4 ст.111 – тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, и в ст.109 – причинение смерти по неосторожности последствие одно и то же – смерть. Но как разграничить, когда от насилия потерпевший скончался, квалифицировать ли это как убийство, как тяжкий вред здоровью, повлекший смерть, или причинение смерти по неосторожности?

В ч.4 ст.111 речь идет о двойной форме вины, при которой имеются ближайшие последствия – тяжкий вред здоровью, и отдаленные – смерть. При этом в ближайшем последствии присутствует умысел, а по отношению к отдаленному – неосторожность. Вот это и есть двойная форма вины. Разные формы вины по отношению к одному и второму последствию. С точки зрения отграничения от тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть, от убийства, все ясно. Убийство предполагает умысел и только умысел по отношению к смерти. В данном же случае отношение к смерти неосторожное. Другое дело, что на практике определить, умышленно или неосторожно человек действовал, не так-то просто. Хотел бы предостеречь от ошибки, к которой иногда склонна практика. Иногда при решении этого вопроса решающее значение придают фактору времени. Считают, что если от насилия потерпевший сразу скончался на месте происшествия, то это явно свидетельствует об умысле на убийство. Если же он скончался спустя какое-то время, скажем в больнице, то получается, что непосредственно на месте происшествия был причинен тяжкий вред здоровью, а потом, спустя энное количество дней, это повлекло второе последствие – смерть, которую человек не мог предвидеть, и поэтому надо относиться к ней, как к смерти по неосторожности. Надо сказать, что фактор времени не играет здесь такой уж решающей роли. И при мгновенной смерти может быть часть 4 ст.111. Нельзя только на основании промежутка времени говорить, что это убийство. Надо анализировать все обстоятельства, здесь универсального критерия нет. Куда бил, чем бил, как долго, с какой силой бил. О силе ударов мы можем получить заключение судебно-медицинской экспертизы.

А если говорить об отграничении от 109, о причинении смерти по неосторожности, и там, и там смерть, и там, и там неосторожность, в чем же разница? Разница в одном: при 109 – причинение смерти по неосторожности, или то, что раньше называлось неосторожное убийство, нет умысла не только по отношению к смерти, но и по отношению к тяжкому вреду здоровью. В то время в ст.111 все ясно: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть. При 109 умысел может быть, но на легкий вред здоровью, вред здоровью средней тяжести.

Почему существует конструкция двойной формы вины в тяжком вреде здоровью, повлекшем по неосторожности смерть? Потому что грань между тяжким вредом здоровью и смертью очень зыбкая. То, что относится к тяжкому вреду здоровью, это такие повреждения, которые сами по себе вызывают угрожающие жизни состояния и при естественном ходе вещей могут заканчиваться смертью.

9.       


16.12.2014; 19:35
хиты: 119
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь