пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18.Постмодернизм. США (Р. Вентури, Ч. Мур), Италия («Мемфис»), Германия.

Постмодернизм. США (Р. Вентури, Ч. Мур), Италия («Мемфис»), Германия.

В конце 1970-х годов в европейско-американской культуре достаточно ясно

проявились новые ориентиры во всех областях искусства и интеллектуальной

деятельности - от религиозной мысли до принципов организации промышленной

технологии. Уходила эпоха, названная «Новым временем», наступало некое

«Посленовое» время. В обществе потребления, информации и досуга все явственнее

чувствовались изменения в мировоззрении «массового человека». Труженика

с независимой индивидуальностью, активной жизненной позицией стал

оттеснять «одномерный человек» со стандартными, внушенными извне потребностями,

конформист, пассивно принимающий существующие порядки.

Новый характер мировосприятия, новое отношение к теории и практике

творчества складывались из процессов в различных областях интеллектуальной

деятельности: философии, науке, литературе, изобразительном искусстве, архитектуре,

дизайне и др. Согласно новому направлению, мир не имел рациональной

устроенности: им управляли непознанные законы развития. Ставилась под

сомнение система ценностей, созданная евроцентрической цивилизацией. Различные

течения, направления и школы в интеллектуальной деятельности получили

название постмодернизм.

Зарождение осознанных постмодернистских настроений восходит к 1960-м

годам. Американский архитектор, дизайнер и педагог Роберт Вентури (род. в

1925) в своей книге «Сложности и противоречия архитектуры» (1966) поставил

под сомнение акцент на логику, простоту и порядок, свойственные модернизму,

и сформулировал тезисы антифункционализма. Он утверждал, что многозначность

и противоречивость также заслуживают своего места в прикладном искусстве,

что архитектура модернизма была по большей части бессмысленной. Переиначив

знаменитое «меньше значит больше» Миса ван дер Роэ в «меньше значит

скучнее», он призвал к «беспорядочному жизнелюбию».

«Классический» пример двойного кодирования в постмодернизме - площадь

Италии, Нью-Орлеан, США (1975-1980). Ее создал один из наиболее «тонких»

представителей нового течения американский архитектор, теоретик и педагог Чарлз

Мур (1925-1994). Он воспользовался приемами формирования виртуального праздничного

пространства, используемыми дизайнерами диснейлендов. Образный анализ

этого объекта дал архитектор-теоретик А.В. Иконников (1926-2001). По его

словам, Ч. Мур «...соединил символы «итальянского», наиболее активно эксплуатируемые

массовой культурой, и кич: римский фонтан Треви, палладианские архитектурные

ордеры, триумфальные арки, надписи строгой Антиквой. Целое соединялось

в артефакт чистой сценографии. Главным аттракционом круглой площади стал фонтан,

выбрасывающий массу воды на фоне колоннад. Даже вода имитирует классические

формы: в арках среди бассейна устроены «псевдо-колонны», тело которых -

цилиндрическая струя, соединяющая базу и капитель. Общая симметрия нарушена

сквозной перспективой, открывающей площадь на одну из улиц. Асимметрию развивает

уложенная в бассейн рельефная каменная карта - «лодка Италии» [25.2]. За

претенциозной изысканностью и историчностью архитектурных форм сооружения

кроется ироничный «стопроцентный» кич.

Постмодернизм в дизайне

В промышленном дизайне постмодернизм распространился в первую очередь

в изделиях и вещах бытового назначения: мебель, чайники и кофейники, посуда

и столовые приборы. Архитипическими постмодернистскими объектами стали (в

музеях и искусствоведческих альбомах) «чайные и кофейные пьяццы» для

«Алесси» Ч. Дженкса и М. Грейвса (в т.ч. чайник-птица, 1985). Менее откровенно,

но достаточно явственно, новые тенденции проявились в других элементах

интерьера - светильники, сантехника и пр., а также в отдельных видах сложной

бытовой и офисной техники, начиная с компьютеров.

В технически сложных объектах постмодернизм присутствовал как заметные,

привлекающие внимание детали и элементы. Это позволяло видеть сугубо функциональные

формы и композиционные решения в совершенно ином свете, легко

адаптировать их в бытовом предметном окружении. Классическим примером

этого в радиотехнике является стилистика портативных мини-магнитофонов

«Вокман» японской фирмы «Сони». Этот крошечный предмет изменил не только

привычки слушать музыку во всем мире, но сильно повлиял на вкусы людей,

введя в обращение с радиотехникой легкий игровой принцип.

Для нового течения в автомобильном дизайне было характерно предельное

упрощение, сознательное снижение сверхэлитарного стиля до массово-народно-

го в малолитражных городских машинах многофункционального назначения.

Таковы японский «Ниссан С-Каргоу» - жучок с очень высоким верхом полукруглой

формы, который можно использовать для перевозки грузов, или «Фу-

тура» фирмы «Фольксваген» с поднимающимися высоко над кузовом обеими

дверцами как крылья у божьей коровки [27.1].

Яркие цвета, декоративные элементы, гротеск и ирония, вошедшие в массовую

культуру с поп-артом и другими радикальными течениями, получили развитие

в работах Э. Соттсасса, групп «Студия Алхимия», «Мемфис» и быстро

стали характерными для постмодернизма в целом.

В 1981-1983 годах совместно с группой «Мемфис» работал успешнейший

японский дизайнер Широ Курамата (1934-1991). Его интерьеры бутиков и ресторанов

повлияли на дизайнеров всего мира. Отличительной чертой его формообразования

были прозрачность и легкость; через игру формы он стремился достичь

ее функциональности. Курамата использовал разнообразные материалы (акрил,

стекло, алюминий, сталь), переведя обыденные индустриальные материалы в

разряд поэтических объектов. В кресле с поэтическим названием «Как высока

Луна» металлическая сетка является основным элементом морфологии промышленного

изделия. Эластичность сетки, закрепленной на металлическом каркасе, обеспечивает

функциональную комфортность. Никелированный металл сетки с его блеском,

округлая форма верха спинки рождают ассоциации с бледным светом Луны,

что позволило дизайнеру создать новый эмоциональный образ, сохраняя в целом

традиционную форму распространенного предмета домашнего обихода.


19.06.2014; 20:07
хиты: 103
рейтинг:0
Гуманитарные науки
архитектура; дизайн; искусство
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь