пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

3.Британские "культурные исследования" (Раймонд Уильямс) о сущности культурологии

Уильямс  и его коллеги начали с того, что предложили отказаться от ряда старых стереотипов мышления, шаблонных делений искусства на высокое и низкое, технологию и культуру (и следовательно, отказаться от негативных коннотаций термина « культурная  индустрия»), от оппозиции интеллектуала и массы, культуры и политики. Они попытались изменить «элитистскую»  культурологию  и с неомарксистских позиций исследовать надстроечные явления под лозунгом все есть массовая культура ( Leavis F.R .) , отказавшись от идеи культуры как Великой Традиции, «суммы достижений человеческого разума и духа», совокупности шедевров, домена интеллектуального и эстетического совершенствования [17]. Культура не обязательно – «лучшее из всего сказанного и сделанного» [18]человечеством (она не тождественна «высокой культуре»). Культура определяется ими как процесс, в котором происходит общесоциальный процесс обмена значениями, где последние являются социальными и культурными конструктами и носят исторически изменчивый, преходящий характер. Культура - это, прежде всего, социальный феномен, а не «сумма эстетических идеалов красоты» и не «голос разума», который проникает через границы времени и нации, и говорит от лица гипотетического универсального человека». [19]В таком понимании культуры – как способа жизни, как совокупности практик , как процесса создания ценностей, присущих данному обществу – теоретики культурных исследований очень близки к позиции культурных антропологов. [20]

 

Британские теоретики предлагали исследовать культуру в совокупности ее материально-производственных, социально-экономических, повседневно-бытовых, коммуникативных [21], политико-идеологических, эстетических и религиозно-философских форм. Они стремились к анализу культуры не в абстрактно-философских категориях, а в социально и исторически определенных контекстах; в поле их внимания - не «доминирующие»  культурные  модели, а скорее, маргинальные и оппозиционные  культурные  практики – все то, что традиционно относилось к категории «Друговости». [22] В рамках такой исследовательской стратегии любой  культурный  феномен анализируется не как явление «возвышенной автономности», а с точки зрения его принадлежности «совокупному способу производства» данной культуры (эффект «структурной причиности» Альтюссера). Искусство перестает рассматриваться как квинтэссенция духовно-культурного опыта, здесь это всего лишь одна из форм общей социальной практики. [23] Материалистической эта парадигма является потому, что основное внимание она уделяет изучению «материальной культуры» - не изучению роли экономического базиса по отношению к надстройке, а именно материальной, медиализированной, технологичной повседневной культуры, которая выступает как посредник между высокой культурой и искусством и собственно материальным производством, между властью и простыми людьми . Стирая различие между высокой и массовой культурой, " культурные   исследования " обнажают природу этого различия, детерминированного борьбой политической и академической властей [24], - борьбой за  культурный  капитал и доступ к нему, за производство идентичностей внутри и посредством  культурных  репрезентаций.


17.06.2014; 21:45
хиты: 117
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь