пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1.Культурология как наука, ее становление и развитие. Культурологический "бум" в России 90-х годов 20 века: оценка российским научным сообществом содержанияи функций новой гуманитарной дисциплины.

Культурология  — это прежде всего  наука  о культуре. Этот специфический предмет отличает  ее  от других социальных, гуманитарных дисциплин  и  объясняет необходимость се существования как особой отрасли знания.

Становление  культурологии   как   науки

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий  и  терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональна, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из  ее  сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры.

Попытки дать научное объяснение феномену культуры имеют недолгую историю. Первая такая попытка была предпринята в XVII в. английским философом Т. Гоббсом и немецким правоведом С. Пуффенлорфом, которые высказали идею, что человек может пребывать в двух состояниях — естественном (природном), которое является низшей ступенью его развития, поскольку творчески пассивно, и культурном, которое рассматривалось ими как более высокая ступень развития человека, поскольку оно творчески продуктивно.

Учение о культуре получило развитие на рубеже XVIII-XIX вв. в трудах немецкого просветителя И.Г. Гердера, который рассматривал культуру в историческом аспекте. Развитие культуры, по его мнению, составляет содержание и смысл исторического процесса. Культура является раскрытием сущностных сил человека, которые у разных народов значительно различаются, поэтому в реальной жизни наблюдаются различные стадии и эпохи в развитии культуры. В то же время утвердилось мнение, что ядро культуры составляют духовная жизнь человека, его духовные способности. Такое положение сохранялось довольно долго.

В конце XIX — начале XX в. стати появляться работы, в которых анализ проблем культуры был основной задачей, а не второстепенной, как это было до сих пор. Во многом эти труды были связаны с осознанием кризиса европейской культуры, поиском его причин  и  путей выхода из него. В результате философы  и  ученые осознали необходимость интегративной  науки  о культуре. Не менее важно было сконцентрировать  и  систематизировать огромную  и  разнообразную информацию об истории культуры разных народов, отношениях социальных групп  и  личностей, стилей поведения, мышления  и  искусства.

Это  и  послужило основой для возникновения самостоятельной  науки  о культуре. Примерно тогда же появился термин « культурология ». Впервые его использовал немецкий ученый В. Оствальд в 1915 г. в своей книге «Система  наук », но тогда этот термин не получил широкого распространения. Это произошло позже  и  связано с именем американского культурного антрополога Л.А. Уайта, который в своих работах « Наука  о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) обосновал необходимость выделения всех знаний о культуре в отдельную  науку , заложил  ее  общетеоретические основы, предпринял попытку вычленить  ее  предмет исследования, отграничив его от смежных с  ней   наук , к которым он относил психологию  и  социологию. Если психология, утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида  и  общества, то предметом  культурологии  должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал  культурологии  большое будущее, считая, что  она  представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека  и  мира. Именно поэтому термин « культурология » связывается с именем Уайта.

Несмотря на то что  культурология  постепенно занимает все более твердое положение среди других социальных  и  гуманитарных  наук , споры осе научном статусе не прекращаются. На Западе данный термин был принят не сразу  и  культура там продолжала изучаться такими дисциплинами, как социальная  и  культурная антропология, социология, психология, лингвистика  и  др. Данная ситуация свидетельствует о том, что процесс самоопределения  культурологии  как научной  и  образовательной дисциплины пока не завершен. Сегодня культурологическая  наука  находится в процессе становления,  ее  содержание  и  структура еше не обрели четких научных границ, исследования в  ней  разноречивы, существует много методологических подходов к  ее  предмету. Все это говорит о том, что данное направление научного знания находится в процессе становления  и  творческого поиска.

Таким образом,  культурология  — молодая  наука , находящаяся в стадии становления. Самым большим препятствием для  ее  дальнейшего  развития  является отсутствие точки зрения на предмет се исследования, с которой были бы согласны большинство исследователей. Выявление предмета  культурологии  происходит на наших глазах, в борьбе различных мнений  и  точек зрения.

 

В  качестве  гуманитарной   дисциплины  культурология подразумевает так же элемент человеческой субъективности, поэтому объяснение не достаточно для постижения сущности культуры. Высшим достижением культурологии является полнота понимания, позволяющая проникнуть  в  жизненный мир иных культур  и  глубже постичь свою собственную.

 

Культурологические  концепции ХХ  века  сложны для классификации именно потому, что они чаще всего находятся на стыке разных подходов, на границе ясно выраженных трактовок культуры.

Возьмем точку зрения известного антрополога, исследователя культуры племен  Новой  Гвинеи Бронислава Каспера Малиновского (1884-1942), который ввел  в  культурологию принцип функционализма . В трактовке Б. Малиновского любая культура - это целостная система, состоящая из набора элементов, которые, в свою очередь, связаны отношениями функциональной взаимозависимости. Указанный принцип функционализма, безусловно, уходит своими истоками к позитивно-научному мышлению. Ведь как раз у позитивно мыслящих ученых устройство культуры подобно организации всякого живого организма,  и  даже технической системе.

Но  в  то же время Б. Малиновский стремился доказать, что различные культуры никак не связаны между собой, а потому бессмысленно, подобно этнографам, располагать их  в  качестве ступеней  в  культурно-историческом развитии. Таким образом, отрицая единство культур  и  культурно-исторический прогресс, этот исследователь сближается с теми, кто, подобно О. Шпенглеру, отрицает взаимосвязь культур  в  пространстве  и  во времени.  И  то же можно сказать о русском ученом Н. Я. Данилевском, который  в  свое время настаивал на  научном  подходе к культуре, но, тем не менее, предполагал изначальную разобщенность культурных организмов, что больше свойственно неклассически мыслящим культурологам.

Своеобразный синтез позитивно-научной  и  неклассической позиций  в  культурологии предложил французский исследователь Клод Леви-Строс (р. 1908), который, подобно другим этнологам ХХ  века , занимался исследованием жизни  и  сознания дикарей, сохранивших свои традиции вплоть до ХХ  века . Своей задачей К.Леви-Строс, возглавлявший  в  свое время Антропологический музей  в  Париже  и  служивший профессором  в  Коллеж де Франс, считал изучение перехода от природы к культуре. При этом Леви-Строс разработал своеобразную структурную антропологию , методологическая суть которой как раз  в  сочетании элементов позитивнонаучного  и  неклассического подходов к культуре.

Леви-Строс считал, что объективная точка зрения науки, предполагающая изучение культуры извне,  и  точка зрения той философии, которая стремится изучать культуру только субъективно  и  изнутри, вовсе не противостоят друг другу.  В  отличие от того, что утверждал, к примеру,  В .Дильтей, Леви-Строс считал, что возможно реально совместить точку зрения внешнего наблюдателя  и  внутреннего "вживания"  в  культуру. Указанную методологию исследования культуры он практиковал, изучая мифы американских индейцев. Трактовка первобытного мифа, предложенная Леви-Стросом, считается значимой  в  соответствующей области науки. Что касается метода исследования культуры, то здесь Леви-Строс не добился серьёзной поддержки у своих коллег.

Необходимо уточнить характеристику методологического многообразия  в  современной культурологии. Это многообразие до определенного времени было скрыто от отечественной науки  в  силу известных идеологических причин. Но не будет преувеличением сказать, что  в  70-е годы XX  века   в  советской науке наступил  культурологический   бум  , связанный с освоением  новейших  западных разработок  в  этой области. Второй  культурологический   бум   в  нашей стране наступил в начале  90 -х годов  и  определялся уже не внутринаучными, а политическими причинами. С падением Советской власти утратила былой авторитет и её идеологическая основа - марксистское обществоведение. И вместо истории КПСС, марксистско-ленинской философии и  научного  коммунизма у нас появились культурология, политология, социология и другие  новые  науки, которые давно преподавались в западных учебных заведениях.


17.06.2014; 21:45
хиты: 119
рейтинг:0
Общественные науки
культурология и науки об этносах
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь