пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Иван Федоров и Петр Мстиславец

. Возникновение книгопечатания совпало с эпохой Ивана Грозного. Включение нехристианских народов требовало превославного просвещения. Книги кирилловской печати(польские, белорусские), работа европейских печатников известны на Руси. Максим Грек познакомил русских с деятельностью Альда. Грозный не хотел отставать.Книгопечатание - средство против ересей, причина которых неисправность текстов. Одобрено митрополитом Макарием. Кп стало возможным из-за создания печатного стана. Анонимная типография, безвыходные издания (Узкошрифтное Четвероевангелие (1553-1554), Триодь Постная (1555-1556)), возможна связь с избранной радой. Работники типографии: Иван Федоров и Петр Мстиславец. Безвыходные издания подготовили появление "Апостола" 1564 г. Иваном Федоровым в Москве. Иван Федоров родился 1510 г. (Польша/ Белорусь/Москва). Обучался в Краковском универе 1529-1532 гг. Служил диаконом в храме Николы Гостунского в 1563 г. Петр Тимофеев Мстиславец Первое упоминание - работа с Федоровым в Москве над "Апостолом" в 1564 г. Родился в Мстиславле. С Федоровым работал в Москве и в Литве (Заблудово). После 1569 г. он переехал в Вильно, где на средства купцов Мамоничей основал типографию. 1 марта 1564 г. "Апостол". Федоров и Мстиславец использовали технику набора, верстки, печати, аналогичную анонимным изданиям, трудились в самостоятельной типографии. Из послесловия к "Апостолу", работа над ним велась в течение года. Необходимо было отлить шрифты, сделать оборудование, подготовить текст. Типография гос характера, в палатах на Никольской улице (решение 1562 г.).1565 г. в Москве Федоров и Мстиславец издают Часовник (двумя изданиями). Часовник по полиграфическому исполнению ниже "Апостола". "Апостол" украшает фронтисписная гравюра с изображением апостола Луки. Орнаментика федоровских изданий отличается изяществом, восходит к украшеням в рукописях Феодосия Изографа, но в Часовнике есть заставки, не встречающиеся в рукописях, возможно из Польши. Они покидают пределы Московского государства из-за неверного толкования их работы. В столице остались его ученики: Никифор Тарасиев и Андроник Невежа. В 1567-1568 гг. они возродили московскую типографию, 1568 г. вышло первое послефедоровское издание - Псалтырь. В 1571 г. пожар уничтожил Печатный двор. В 1577 г. по поручению Ивана Грозного была организована типография в Александровской слободе, где также выпустили Псалтырь. 1589 г. в Москве вновь начинает работать Печатный двор, на котором Андроник Невежа издает Триодь постную. Всего в XVI веке на территории Московского государства было выпущено 19 изданий, средний тираж которых составлял 1000-1200 экземпляров. Главный итог работы мастеров XVI столетия заключается в организации крупной типографии европейского типа на государственной основе Московского Печатного двора, которым до 1602 г, руководил мастер Андроник Невежа.


26.06.2014; 21:03
хиты: 93
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
интеллектуальная история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь