пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 35.События, привлекающие туристов

Туристский продукт событийного туризма всегда активно использует события для формирования самого продукта и привлечения туристов именно на событие. Прежде всего, и что важно, как правило, событие планируется заблаговременно. Если его нет исторически как традиции, его придумывают специально. Следовательно, можно провести кампанию по продвижению туристского продукта, ориентированного на событие, и привлечь массы посетителей.

В период планового события резко активизируется туристская деятельность объектов туристской индустрии. Так, автомобильные гонки на рубеже XX в. были изобретены во Франции владельцами курортных отелей для того, чтобы увеличить загрузку пустующих отелей в несезон зрителями модных соревнований. И в настоящее время между странами идет активная борьба за право устройства автодромов и проведения этапа соревнований автомобильных гонок «Формула-1». Это не только большой спорт, но и фантастический бизнес. Россия – не исключение. В нашей стране имеется большое желание войти в круг посвященных и получить право на проведение в России этапа суперпопулярных автогонок, а соответственно и привлечь многие тысячи состоятельных туристов.

Для привлечения туристов устраиваются ярмарки, красочные фестивали, спортивные соревнования, народные гулянья. Так, в Якутии в последнее воскресенье июня отмечается праздник лета, на который съезжается более 100 тыс. человек со всей республики. Это событие обрядовое, имеет глубокие исторические традиции, служит единению народов. Празднование длится всю ночь (народные песни и танцы, спортивные соревнования, обрядовые представления, торговля, шаманство). В момент рассвета шаман творит заклинание и многие тысячи участников поднимают руки к восходящему солнцу и приветствуют его первые лучи.

В Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) для привлечения туристов в несезон устраивают множественные фестивали, в частности для детей (это обычно проводится в период летних школьных каникул), в город прибывает много туристов своей страны, придуман сказочный веселый персонаж Модхеш, похожий на российского Чебурашку, который представляет собой ярко-желтого червяка-гармошку на лапках с веселой мордочкой. Он присутствует везде – на плакатах, перетяжках, фонарных столбах. Это непременный участник всех красочных представлений на сценах и детских площадках.

Для привлечения туристов из региона в залив Крик в Дубае привозят огромный ледяной айсберг, выращиваемый искусственно. Для жителей этого весьма теплого, если не сказать очень жаркого, региона зрелище льда под открытым небом, катания на коньках, ледяных фигур, игры в снежки – событие феноменальное и вызывает огромный интерес у туристов, разумеется, прежде всего с детьми, но также и у взрослых, для которых лед – истинное чудо. На европейских туристов эта аттракция впечатления не производит, но для туристов из юго-восточного региона и соседних эмиратов аттракция великолепна.

Своеобразным праздником «Томатина» славится на весь мир крошечный испанский город Буньол. Суть праздника состоит в том, что его участники «расстреливают» друг друга помидорами. Ради этого чудного зрелища в валенсийский городок приезжает примерно 35 тыс. человек, хотя местных жителей здесь чуть более 9 тыс. человек. Повышенный интерес к «томатной войне» проявляют молодые американцы и австралийцы, ведь у себя на родине такого безобразия они в жизни не увидят. После «битвы» обычно бывает музыка с фейерверками и много вкусной еды. А жертв и потерпевших в томатной перестрелке обычно не бывает. Ведь это единственная в мире война, где у сражающихся есть обязательство сначала размять боеприпас, чтобы, ударившись о тело, он разбился в лепешку, не причинив боли.

Как у любого экстравагантного праздника, у «Томатины» тоже есть несколько не особенно правдоподобных «биографий». Одни говорят, что праздник появился в день, когда кому-то из многочисленных правителей Буньола взбрело в голову явиться на центральный рынок и начать играть там на каком-то музыкальном инструменте. Притом делал он это настолько плохо, что кто-то из толпы не постеснялся запустить в него помидором с лотка. Другая версия утверждает, что все началось в 1945 г., когда молодежь собралась на городской площади во время праздничного парада и внезапно завязалась потасовка. В качестве оружия дерущиеся использовали помидоры, притом это им так понравилось, что на следующий год они собрались в том же месте, чтобы провести новое сражение. На этот раз помидоры они принесли с собой, чтобы не платить за испорченный товар. Как бы то ни было, празднику уже почти 70 лет, и его долгое время пытались запретить. Когда в 1957 г. это сделали в первый раз, расстроенные горожане организовали многолюдную манифестацию, которую назвали «Похороны помидора». В центре процессии шла группа юношей, которые несли на плечах гроб с огромным помидором, а возглавлял шествие оркестр, игравший похоронные марши. В 1959 г. муниципалитет разрешил проведение «Томатины», но при обязательном условии, что битва продлится только 1 ч, а начинаться и заканчиваться будет по специальному сигналу. С 1980 г. муниципалитет сам стал заниматься организацией праздника, в результате чего резко возросло количество тонн раскиданных помидоров и число участников побоища, приехавших со всех концов планеты.

Ярмарки. Не остаются без внимания туристов и разнообразные ярмарки. Например, рождественские ярмарки Германии открываются обычно в последнюю неделю ноября и заканчивают работу в полдень 23 декабря. По традиции они располагаются на старых площадях, вокруг самых знаменитых церквей. Площади превращаются в своеобразные средневековые городки, и каждый домик-прилавок завлекает посетителей своим особенным товаром: традиционными художественными изделиями из дерева, стекла, камня, глины, елочными игрушками и украшениями, маскарадными костюмами. Среди изделий народного немецкого промысла можно отыскать кружево из Бельгии, эмаль из Франции, китайские веера и русские шкатулки. Запах горячего глинтвейна и сосисок с капустой щекочет ноздри, а слух услаждают песни разных стран мира. Продаются разнообразные сладости: традиционные рождественские пряники, сладкая вата, свежие яблоки в панцире из шоколада или карамели, жареные в сахаре орехи и каштаны.

Первые рождественские базары появились в Германии еще в XVII в., и с тех пор почти 200 городов страны приглашают туристов увидеть это потрясающее зрелище. Самые большие рождественские ярмарки обычно открываются в Берлине, Мюнхене, Дрездене, Нюрнберге и во Франкфурте.

Своеобразной столицей немецкого рождества является Нюрнберг. Рождественские базары этого города наиболее любимы как немецкими, так и иностранными туристами. Около 3 млн человек становятся каждый год посетителями наиболее известного рождественского базара Кристкиндлесмаркт – «рынка младенца Христа». Он расположен на главной рыночной площади Нюрнберга, рядом с главной достопримечательностью города – церковью Фрауэнкирхе, построенной в XIV в. Большинство ларьков на этой ярмарке торгует сладостями, ведь Нюрнберг знаменит прежде всего своими пряниками. Особенность этих пряников в том, что их делают практически без муки, с большим количеством всевозможных ингредиентов: миндаля, меда, шоколада, специй. Кроме того, здесь, как и в старину, продают домики из имбирного теста, «заселенные» человечками и зверюшками из чернослива и изюма. Для маленьких покупателей на площади Ханс-Заксплатц сооружен специальный рождественский сад для детей. Здесь они могут сами смастерить новогодний подарок родителям, изготовить свечи или что-нибудь испечь. Во второй четверг декабря гости Нюрнберга могут увидеть красочный парад: более 2 тыс. школьников пройдут через весь город с самодельными фонариками.

Не менее известна традиционная ярмарка в Мюнхене на площади Мариенплатц. Торговля рождественскими подарками ведется на этом месте уже более 600 лет, и по-прежнему здесь можно покататься на каруселях, купить рождественские пироги и колбасу, шнапс и вино. А перед Новой Ратушей красуется тридцатиметровая рождественская елка, украшенная 2,5 тыс. свечей.

Карнавалы. Самая красочная составляющая событийного туризма – карнавалы, проходящие в Европе и Латинской Америке. Число тех, кто отправляется на сказочный маскарад в Венецию, веселый карнавал в Кёльн или присоединяется к танцующим самбу на улицах Рио-де-Жанейро, год от года возрастает.

Карнавалы стали вполне популярным и самодостаточным тур-продуктом. По словам заместителя генерального директора компании «Тур Парад» М. Александровой, в России сформировался круг людей, которым интересен событийный туризм, и определилась его целевая аудитория – обеспеченные романтические пары (практически любого возраста), а также компании, состоящие из нескольких пар. В ответ на запрос на рынке появилось достаточное число соответствующих предложений.

Большинство потенциальных покупателей «карнавальных» туров теперь не удовлетворяют просто отдых или экскурсионные программы, им хочется чего-то кардинально нового, интересных впечатлений.

Во время Венецианского карнавала у россиян в основном пользуются спросом отели, расположенные в центре города. Причем в последнее время клиенты все чаще запрашивают конкретный отель. При выборе места размещения они исходят из определенных требований: величины отеля, его расположения (на шумной улице, рядом с магазинами, казино или в центре, но в тихом переулке), звукоизоляции, наличия ресторана, качества питания и т.д. Более того, нередко значительную роль играют архитектура, оформление номеров, цветовая гамма, дизайн интерьеров и даже количество персонала. По мнению большинства операторов, в популяризации карнавалов сыграло роль и то, что агентства «перестают бояться продавать эти туры» – для этого достаточно знать возможности отельной базы и подробный календарь событий (расписание карнавалов, балов, их специфику).

Продвижению «карнавального» турпродукта способствовало и то, что уже несколько лет в Москве можно брать напрокат карнавальные костюмы, бронировать места на все праздничные мероприятия (вплоть до светских дворцовых) и заказывать другие услуги (маски, подарки, фейерверки и т.д.). По мнению специалистов, потенциал «у карнавального» турпродукта в нашей стране хороший. Директор по рекламе, маркетингу и информационным технологиям компании «Интерс» А. Козловский отмечает, что «отправлять на карнавалы из России в формате автобусных туров сотни человек, естественно, не получится, но подобный отдых с каждым годом привлекает все больше клиентов».

Одной из самых «праздничных» стран Европы заслуженно считается Италия. Итальянцы умеют веселиться и превращают национальные праздники в настоящее шоу.

Безусловным лидером среди итальянских карнавалов является Венецианский, ежегодно проходящий в феврале. Он максимально точно, насколько это возможно в наши дни, воссоздает атмосферу празднеств XVIII в. В течение 10 дней кавалькады, традиционные церемонии, всевозможные парады и маскарады сменяют друг друга на шумных и пестрых улицах. Для того чтобы слиться с яркой веселой толпой, в город ежегодно приезжают более 500 тыс. романтически настроенных туристов. Как правило, гости едут не на весь карнавал, а на его центральную часть, занимающую 3...4 дня. Каждый год карнавал открывается старейшим праздником Festa delle Marie, который посвящен освобождению венецианских девушек, похищенных пиратами из Истрии. На площади Святого Марка устраиваются представления в стиле комедии дель арте, а потом на зрителей обрушивается дождь из конфетти. На улицы выходят тысячи арлекинов, пьеро, панталоне и коломбин. Великолепное шествие проходит от дворца Святого Петра до площади Святого Марка, где после сжигания символического чучела начинаются танцы.

Венецианский карнавал – главный, но далеко не единственный в Италии. Например, знаменитый карнавал в Виареджо проходит в феврале на Пьяцца Маццини. Здесь происходят праздничные шествия и маскарад, выступают оркестры и музыкальные группы, театральные и эстрадные коллективы. Этот праздник получил известность благодаря огромным куклам, пародирующим знаменитых людей и политических деятелей. Жители Виареджо мастерят своих кукол в огромном ангаре, построенном на берегу моря. Несколько дней парад, состоящий из множества повозок, движется по улицам городка, причем каждая из них претендует на звание самой изысканной. Парад заканчивается пиршеством и большим фейерверком.

Город Ченто (область Эмилия-Романья) – побратим Рио-де-Жанейро, поэтому здесь на праздничных гуляньях танцуют бразильские балерины, а в Рио-де-Жанейро на карнавале выступают итальянцы, причем в статусе единственных официальных иностранных гостей этого грандиозного праздника.

Карнавал в городе Иврея (область Пьемонт) заканчивается апельсиновым боем. Эта традиция зародилась в 1195 г., когда жительница города Виолетта, выступившая против дворянского права первой брачной ночи, отрубила голову своему господину и бросила ее с балкона. На следующий день народ в знак солидарности с ней устроил бой из фасоли, которую в дальнейшем заменили апельсинами.

Программы посещения итальянских карнавалов представлены на российском рынке уже не первый год.

В Германии традиционный сезон зимних карнавалов начинается в ноябре. Празднества проходят в Кёльне, Бонне, Дюссельдорфе, Майнце и в других городах.

Наиболее известный карнавал в Германии – Кёльнский. Для участия в нем ежегодно сюда съезжаются до 1 млн туристов. В ноябре по всему городу начинаются так называемые «карнавальные заседания» – собираются представители карнавальных сообществ города и составляют программу будущего праздника, обсуждают кандидатуры на роль «принца карнавала», которому в последний день празднеств обер-бургомистр торжественно передаст ключ от ратуши и всю власть.

Но самые интересные события начинаются тремя месяцами позже, когда в «бабий четверг» (обычно он приходится на конец февраля) на Старой площади собирается толпа празднующих в карнавальных костюмах, большая часть которых – женщины, и по сигналу участники «берут штурмом» городскую ратушу, после чего объявляется начало карнавала. В это время представительницам прекрасного пола дозволено все. Так, одна из самых известных традиций – срезать галстуки со всех встреченных на улицах мужчин.

Своей кульминации праздник достигает в «розовый понедельник». В этот день в центре Кёльна собираются около 1,5 млн зрителей. В 11 ч 11 мин стартует карнавальная процессия. По городу проходят официально зарегистрированные карнавальные общества, каждое из которых везет смешную фигуру из папье-маше, как правило, карикатуру на политиков. На следующий день – в «фиалковый вторник» – происходит еще одно важное событие – сожжение большого соломенного чучела, ритуал искупления всех грехов перед Великим постом. Заканчивается карнавал в «пепельную среду», когда все рисуют друг у друга на лбу пепельные кресты, а в ресторанах и пивных Кёльна подают традиционные рыбные блюда.

Программы посещения Кёльнского карнавала традиционно предлагают операторы, специализирующиеся на Германии и автобусных поездках в Европу.

Достойное место на карнавальной карте Европы занимает Франция с ее знаменитым карнавалом в Ницце. Первое упоминание об этом празднике датируется еще 1294 г. А с конца XIX в. празднование стало проходить под руководством муниципалитета, и в отличие от фривольной Венеции карнавал в Ницце считается «семейным». Каждый год он имеет собственную тематику. Карнавал 2005 г. назван «Король масс-медиа». Он прошел с 21 февраля по 5 марта, и его гостями стали более 1 млн туристов. Все началось с торжественного появления Короля и выбора Королевы – эти мероприятия традиционно открывают карнавал. Это настоящее средневековое представление с костюмами, доспехами, всадниками на лошадях, волками и хищными птицами. Особая церемония праздника – так называемые «цветочные баталии», которые можно наблюдать почти каждый карнавальный день. Не меньшее впечатление производят и карнавальные шествия. На центральной площади воздвигают трибуны, а дома закрывают гигантскими расписными панно. В определенное время со стороны улицы начинается шествие красочных кортежей с «огромными головами» – так называют традиционные карнавальные фигуры из папье-маше. Каждая из этих кукол, главных героев карнавала, может весить до 2 т и возвышаться над повозками на 8...12 м.

Богатые карнавальные традиции имеет и Пиренейский полуостров, особенно южная часть Испании. Ареной многочисленных процессий в Святую неделю становится Андалусия. Пышные шествия проходят, например, в Севилье – по улицам города проносят богато разукрашенные платформы, на которых представлены сцены страстей господних. Не менее знамениты апрельская ярмарка в Севилье, Праздник дворов и ярмарка в Кордове, ярмарка Педро Ромеро в Ронде, праздник сбора винограда в Хересе де ла Фронтера, праздник Вердиалес в Малаге. Но главный карнавальный центр страны, безусловно, Канарские острова.

Проведение карнавалов на Канарском архипелаге берет свое начало с первых годов колонизации островов. Местные жители из богатых семей традиционно устраивали праздники и танцы у себя дома, где помимо музыки, игр и маскарада организовывались и театральные представления. В то же время простой люд также веселился в дни карнавала, танцуя у себя дома, в тавернах, на улицах и площадях. Во второй половине XVIII в. появляются упоминания не только о танцах в маскарадных костюмах, но и о другом обычае, ставшем со временем традицией. Речь идет о яйцах, наполненных порошком талька, которыми во время праздника устраивались перестрелки. В 1906 г. было покончено с этой традицией и на очередь пришла популярная до настоящего времени традиция «косое» – перестрелка конфетти и серпантином, ставшая неотъемлемой частью всех карнавалов.

С началом XX в. в проведение карнавалов в Санта-Крус-де-Тенерифе были внесены многочисленные новшества, которые придали им большую привлекательность. Одним из этих новшеств стали «камельядас» – парады типа скачек, особенность которых состоит в том, что всадники восседают не на лошадях, а на верблюдах. На карнавале 1900 г. всадники проделали путь, ведя непрерывный бой, в ходе которого обстреливали друг друга яйцами и серпантином. Тогда же зафиксировано первое упоминание о знаменитой церемонии похорон Сардины, которая прошла почти во всех кварталах города. На карнавале 1922 г. муниципалитет впервые организовал ряд выступлений с помощью только что образованной официальной комиссии по карнавалу. С тех пор муниципальное объединение активно принимает участие в проведении праздников.

Несмотря на разнообразие зимних праздников в Европе, у большинства россиян слово «карнавал» ассоциируется в первую очередь с Бразилией. Мероприятие традиционно начинается с официальной части – символической передачи мэром ключей от города «королю карнавала». На время праздника он становится хозяином Рио-де-Жанейро и наделяется правом издавать и отменять любые законы. В последующие 7 дней в городе царит неподдельное веселье: улицы заполняют толпы полуодетых танцующих людей, везде звучит самба.

В России город Геленджик открывает курортный сезон традиционным карнавалом – в начале июня. Впервые этот карнавал, ставший традиционным, был проведен в 1939 г.

Начинаясь с театрализованного парада на набережной, праздник входит в ночь и рассыпается по городу. Танцующих молодых людей можно встретить везде – на улицах, в парках и скверах, в кафе и на набережной. Над всем этим царит атмосфера беззаботности, веселья и флирта. Карнавал в Геленджике – культовое действо для кубанского студенчества. Принято считать, что, побывав на карнавале, человек будет ездить в Геленджик если не всегда, то, как минимум, пока не обзаведется детьми. Еще одно традиционно массовое мероприятие, хотя и собирающее несколько иную публику, – августовский гидроавиасалон. Каждый год на этом мероприятии представляются новинки современной отечественной авиации, собирающие деловую элиту страны. В течение недели здесь можно наблюдать феерические воздушные шоу.

Олимпийские игры. Несомненно, самым посещаемым событием на протяжении многих лет были и остаются Олимпийские игры. Олимпийский огонь, горящий на протяжении игр, возвращает в нашу эпоху дух древних соревнований. Пять олимпийских колец символизируют собой пять материков, а их переплетение – дружбу и сотрудничество всех народов мира.

Над празднично украшенным стадионом «Лужники» в Москве 19 июля 1980 г. в 16 ч раздался звон Кремлевских курантов, разнесенный над трибунами стадиона десятками мощных репродукторов. Торжественные звуки праздничной увертюры Д. Шостаковича – музыкальной эмблемы Московских Олимпийских игр – оповестили зрителей о начале церемонии открытия. На арену вышли юноши и девушки в древнегреческих одеждах, сопровождаемые тремя колесницами. Эта процессия олицетворяла преемственность идей античных Олимпийских игр современным олимпийским движениям.

По традиции парад спортсменов-олимпийцев открыла спортивная делегация Греции. Колонну участников замыкала делегация Советского Союза. Делегации стран – участниц Московской Олимпиады выстроились на зеленом поле стадиона перед центральной трибуной. Знаменосцы внесли на стадион развернутый Олимпийский флаг. Его сопровождал почетный эскорт – 22 спортсмена с белыми голубями в руках. Под звуки Олимпийского гимна белое полотнище с пятью разноцветными кольцами поднялось на флагштоке. Одновременно в небо взлетели голуби.

Следуя протоколу открытия Игр, делегация Монреаля передала делегации Москвы официальный Олимпийский флаг. Под овации зрителей эту церемонию совершил президент Международного олимпийского комитета (МОК). Тем временем на стадион в «Лужники» прибыл Олимпийский огонь. Факел принес вбежавший на дорожку стадиона трехкратный олимпийский чемпион по легкой атлетике В. Санеев. У мачты с Олимпийским флагом он передал факел олимпийскому чемпиону по баскетболу С. Белову, который и зажег огонь в чаше. Тысячи голубей взлетели над стадионом, прозвучала кантата «Ода спорту», написанная специально к открытию Игр российским композитором Э. Артемьевым. Затем олимпийский чемпион по спортивной гимнастике Н. Андрианов от имени всех участников Московской Олимпиады произнес олимпийскую клятву. За ним к микрофону подошел трехкратный олимпийский чемпион, международный арбитр А. Медведь. От имени спортивных судей он дал обещание выполнять свои судейские обязанности беспристрастно и в соответствии с правилами. Официальная часть церемонии открытия завершилась исполнением Гимна Советского Союза. Делегации участников Игр покинули арену стадиона.

Началась завершающая часть праздника открытия Игр в «Лужниках» – спортивно-художественные выступления. Знаменосцы и спортсмены в гимнастических костюмах образовали в центре поля композицию «Солнце», к которому со всех сторон устремились колонны юношей и девушек в национальных костюмах 15 республик Советского Союза. На поле динамично сменялись многоцветные картины, образованные тысячами участников хореографической сюиты «Дружба народов». По беговой дорожке стадиона, звеня колокольчиками, пронеслись русские тройки лошадей.

С восторгом было встречено зрителями выступление на поле стадиона группы юных гимнастов в костюмах «медвежат». Две тысячи спортсменов общества «Трудовые резервы» образовали на поле пять олимпийских колец, в центре которых они построили живые четырехъярусные «вазы».

Церемонию открытия Игр сопровождал художественный фон, созданный на восточной трибуне стадиона 4,5 тыс. специально подготовленных спортсменов. Это был своеобразный гигантский цветной экран. Каждый участник художественного фона имел набор разноцветных флажков, шапочек, съемных манишек и рисованных панно. Путем смены разноцветных флажков и другого реквизита на «экране» создавались 174 мозаичные картины, последовательно сменявшие одна другую.

В завершение праздника на арену «Лужников» вышли все 17 тыс. участников. На «экране» художественного фона возникло изображение земного шара и звезды на нем, символизирующей столицу Игр XXII Олимпиады – Москву.

В играх участвовало 6475 спортсменов из 81 страны, представлявших все пять континентов планеты. На аренах «Лужников» были проведены финалы соревнований по большинству видов спорта, входивших в программу Олимпийских игр: по легкой атлетике, полуфинальные и финальные матчи футболистов, Большой приз по выездке конников. Здесь также состоялись соревнования по волейболу, водному поло, гимнастике, дзюдо и др. Все 16 олимпийских дней на аренах «Лужников» с утра и до позднего вечера шли напряженные, захватывающие соревнования.

Торжественное закрытие Игр XXII Олимпиады состоялось 3 августа на Олимпийском стадионе «Лужники». Под звуки Олимпийского гимна медленно был опущен белый Олимпийский флаг. Над стадионом прозвучала кантата «Ода спорту». Восемь спортсменов приняли Олимпийский флаг, под сенью которого были одержаны десятки побед.

Чашу с Олимпийским огнем окружили девушки в туниках, образовав композицию, напоминающую древнегреческую фреску. Пламя в чаше медленно угасло. В тот же момент в небе над стадионом вспыхнул фейерверк.

На «экране» художественного фона возник образ «Мишки-олимпийца», и из его глаз покатились слезы. На арену стадиона вступил сводный оркестр, выполнивший под звуки марша ряд перестроений. Затем зеленое поле стадиона заполнили девушки-гимнастки, которые исполнили упражнения с обручами и лентами. В центре арены свое мастерство демонстрировали сильнейшие советские акробаты – чемпионы мира, Европы и СССР.

Появившиеся на стадионе огромные «матрешки» дали старт народному гулянию. В самом конце церемонии закрытия зрителей ждал сюрприз. На середину поля стадиона, ухватившись за связку разноцветных воздушных шаров, вышел огромный «Мишка-олимпиец». Помахав на прощание лапой, он поднялся высоко над стадионом и медленно исчез в небе. В этот момент у многих зрителей на глаза навернулись слезы. Лирическую атмосферу прощания с Играми XXII Олимпиады создала песня композитора А. Пахмутовой и поэта Н. Добронравова «До свиданья, Москва!».

Разработку сценария грандиозных церемоний открытия и закрытия Московских Олимпийских игр, всю режиссерскую работу по их подготовке и проведению осуществила постановочная группа, которую возглавляли народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР И.М. Туманов и главный режиссер спортивной части сценариев народный артист РСФСР, заслуженный тренер РСФСР Б.Н. Петров. Весь коллектив стадиона «Лужники» напряженно трудился как в период подготовки к Олимпийским играм, так и во время их проведения.

В 1979-1982 гг. генеральным директором стадиона «Лужники» был В.И. Сильчев, который и возглавлял все работы по подготовке стадиона к Московской Олимпиаде. После окончания Московских Олимпийских игр за большой вклад в подготовку спортивных арен и успешное проведение игр несколько ответственных работников стадиона были награждены правительственными наградами, многие сотрудники получили денежные премии, многим были присвоены различные почетные звания.

Средства массовой информации всего мира широко освещали Игры XXII Олимпиады в Москве, включая церемонии их открытия и закрытия. Телеграфные агентства, телекомпании и телесоюзы Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии обеспечили рассказ и показ этих праздников для более чем 1,5 млрд человек в 111 странах мира.

При подведении итогов Московской Олимпиады в октябре 1980 г. вновь избранный президент МОК Х.А. Самаранч подчеркнул, что Олимпиада в Москве явилась новым эталоном проведения Олимпийских игр – эталоном их организации, технического оснащения, проведения культурной программы, создания условий для работы представителям прессы, радио и телевидения. И главное – эталоном проведения спортивных соревнований.

В итальянском Турине 10 февраля 2006 г. стартовали XX зимние Олимпийские игры. Торжественное открытие их состоялось на туринском «Стадио Олимпико». На стадионе присутствовали 35 тыс. человек, 2 млрд человек наблюдали за открытием по телевидению.

Церемония началась театрализованным представлением, в котором зрителям в динамичном стиле была продемонстрирована богатая история и культура древнего и в то же время молодого Турина. Затем в исполнении девочки в колоритном национальном костюме прозвучал гимн Италии. Турин стал очередным рекордсменом по числу стран-участниц. На торжественном открытии перед зрителями прошли делегации 82 стран. Сборная России появилась на стадионе после делегации Румынии. Знаменосцем у российской делегации стал, как и было объявлено ранее, конькобежец Д. Дорофеев.

После завершения парада стран – участниц Олимпиады было показано красочное шоу. Затем началась официальная часть церемонии открытия. Приветственные речи произнесли председатель оргкомитета Игр В. Кастеллани и президент МОК Ж. Рогге. Последний передал слово президенту Италии, который сказал самую главную фразу в этот вечер: «Я объявляю XX Олимпийские игры открытыми!».

Затем состоялась церемония зажжения Олимпийского огня. На стадион с факелом вбежал знаменитый горнолыжник А. Томба, передавший его четверке итальянских лыжников, завоевавших олимпийское золото в эстафете на Олимпиаде 1994 г., его перехватила у них горнолыжница Д. Компаньони. Зажгла же огонь XX Олимпиады знаменитая С. Бельмондо, двукратная олимпийская чемпионка по лыжному спорту.

Завершилась церемония открытия Олимпиады в Турине выступлением известного оперного тенора Л. Паваротти и красочным фейерверком.

Немаловажным фактором развития событийного туризма является увеличение финансовых потоков в событийный регион. Обратимся к официальной статистике финансов Олимпийских игр в Турине: спонсорами Игр стали 63 компании, в качестве доходов от рекламы собрано более 400 млн евро. Как уточняет итальянское издание «Гадзетто делло спорт», 271,5 млн евро предоставлены итальянскими фирмами, остальные 130 млн евро поступили от партнеров МОК. В соответствии с маркетинговой программой МОК олимпийская столица получает 20% дохода от рекламы, а Национальный олимпийский комитет (НОК) – дополнительные 40% от спонсорских контрактов. Таким образом, доходы от туризма вырастут с 13 до 17 млрд евро.

Масштабность такого рода событий оценить сложно. Об этом говорит статистика олимпийских цифр:

• Игры проходили 17 дней (из них 16 дней соревнований) – с 10 по 26 февраля 2006 г.;

• 15 видов спорта: биатлон, бобслей, лыжное двоеборье, керлинг, фристайл, хоккей, фигурное катание, конькобежный спорт, прыжки на лыжах с трамплина, горнолыжный спорт, лыжные гонки, шорт-трек, скелетон, санный спорт, сноуборд;

• 7 олимпийских объектов;

• 3 олимпийские деревни;

• 84 комплекта медалей;

• 82 страны-участницы;

• 2,5 тыс. спортсменов;

• 2,5 тыс. человек технического и обслуживающего персонала;

• 2,3 тыс. представителей МОК, НОК и федераций;

• 650 судей;

• 10 тыс. журналистов;

• 6 тыс. приглашенных на церемонию открытия представителей компаний-спонсоров;

• 2,7 млрд долл. США составил бюджет Олимпийских Игр в Турине;

• 3 категории стоимости билетов на открытие Олимпиады: 250, 500 и 850 евро;

• 9 тыс. полицейских и 15 тыс. агентов спецслужб обеспечивали безопасность;

• 25 тыс. добровольных помощников помогали организаторам на всех этапах проведения Игр;

• 1,5 млн туристов прибыли в Италию во время Олимпиады.

Спортивные соревнования. В России к событиям международного класса можно отнести IBU Гран-при и чемпионат России по биатлону. В Ханты-Мансийске 29 марта 2006 г. прошло торжественное открытие. Почетное право поднять флаги соревнований было предоставлено серебряному призеру Олимпийских игр в Турине П. Ростовцеву, двукратной олимпийской чемпионке С. Ишмуратовой и олимпийской чемпионке Е. Дафовске.

В церемонии приняли участие губернатор Югры А. Филипенко, президент Международного союза биатлонистов А. Бессеберг, исполняющий обязанности президента Союза биатлонистов России Д. Алексашин и другие официальные лица.

Торжественная церемония открытия IBU Гран-при и чемпионата России по биатлону началась с выступления самодеятельного коллектива «Юность Сибири». Выступление артистов сменил парад команд – участниц международных соревнований: Белоруси, Болгарии, Латвии, Молдовы, Украины, Эстонии и России. Затем на стадион вышли участники чемпионата России по биатлону. В Ханты-Мансийск приехало 17 команд из разных городов России – от Мурманска до Красноярска. Парад спортсменов возглавил чемпион мира и Олимпийских игр, заслуженный мастер спорта Е. Редькин. Закончилась торжественная церемония открытия соревнований праздничным лазерным шоу и светопиротехническим представлением.

Еще в 2002 г. состоялись первые «Большие гонки» журнала «Выбирай» (БГВ) в горнолыжном комплексе «Аджигардак». С тех пор каждый год любители зимнего экстрима, активного отдыха и просто зрители съезжаются со всей России на прекрасно организованный зимний фестиваль БГВ. Заметно вырос уровень фестиваля, призовые фонды, количество участников и почитателей БГВ.

С 10 по 12 февраля 2006 г. в «Абзаково» состоялся V Юбилейный зимний фестиваль «Большие гонки» журнала «Выбирай». В течение 4 лет «Большие гонки» журнала «Выбирай» собирали любителей активного отдыха со всей России. Катались, соревновались, веселились и просто отдыхали. С каждым годом желающих присоединиться становилось все больше и больше. В феврале 2006 г. их количество превысило 6 тыс. человек.

Организаторы фестиваля (журнал «Выбирай» и рекламная группа Paramon) умеют устраивать хорошие мероприятия. Зимнему фестивалю БГВ присвоили уровень одной звезды по системе TTR&WSF. Такой почести удостоились всего четыре мероприятия в России.

В связи с юбилеем фестиваль БГВ приобрел несколько другой масштаб. Это и новое время (раньше «гонки» проходили в первые выходные февраля), и новое место (в предыдущие годы участников принимал горнолыжный комплекс «Аджигардак»). Кроме спортивно-соревновательной части была еще и развлекательная. В эту программу вошли фейерверки, дискотеки и ритуальный костер. Для участников БГВ и зрителей выступали известные диджеи и группы из Санкт-Петербурга «Кирпичи» и Tequilajazzz.

В июле 2005 г. на Южном Урале прошла вторая летняя Спартакиада учащихся России, а в Челябинске состоялось ее торжественное закрытие, на котором погасили огонь и опустили флаг Спартакиады. Соревнования проходили в 16 городах и сельских районах области; 12 тыс. юных спортсменов со всей России приняли участие в состязаниях по 51 виду спорта. Финальные игры прошли в Челябинской, Ростовской, Пензенской областях и Санкт-Петербурге. Для того чтобы определить сильнейших, потребовалось более 2 тыс. судей.

На подготовку ко второй летней Спартакиаде учащихся России из областного бюджета было выделено 33 млн руб., еще 13 млн руб. затрачено на строительство и ремонт спортивных объектов.

В течение полугода в области велась целенаправленная работа по ремонту и реконструкции спортивных объектов Спартакиады. На выделенные федеральным и местными бюджетами средства были произведены реконструкция бассейна «Строитель», строительство специализированного легкоатлетического стадиона имени Е. Елесиной, спортивных площадок клуба «Восход», парусной базы «Смолино», стадиона «Булат» (г. Златоуст) и др. Этим мероприятиям можно присвоить федеральный статус.

Фестивали. С 1968 г. на территории Самарской области проходят фестивали авторской песни имени В. Грушина. В августе 1967 г. студент Самарского авиационного института, популярный в своем городе исполнитель песен В. Грушин и его 3 друзей пошли в поход на плотах. На ночлег остановились на метеостанции, где жила лишь одна семья. В тот день глава семейства планировал доставить своих детей на «большую землю», и когда все уселись в лодку, он никак не мог завести мотор. Лодку относило течением все дальше от берега. После очередной неудачной попытки завести мотор лодку перевернуло, и дети оказались в бурлящем потоке. К тому времени провожающие разошлись, а В. Грушин стоял на берегу. Он скинул с себя штормовку и бросился в воду. Одного ребенка он доставил на берег, поплыл за другими, но не доплыл. Друзья В. Грушина, почувствовав неладное, вернулись к реке и увидели детей, уцепившихся за перевернутую лодку. Их всех спасли, а В. Грушина так и не нашли.

С тех пор ежегодно на территории Самарской области проводится фестиваль авторской песни имени В. Грушина. Первые фестивали собирали в основном туристов и любителей авторской песни из Самарской области. Нынешние фестивали собирают десятки тысяч людей не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

Исполнительной дирекцией фестиваля является клуб им. В. Грушина, объединяющий усилия многих организаций, занятых в работах по проведению фестиваля, и самые широкие слои общественности, которые бескорыстно и с большим энтузиазмом работают на фестивале. Эти совместные усилия уже в течение 30 лет дают хорошие результаты, которые по достоинству оценивают многие сотни тысяч участников и представители средств массовой информации.

Со времени первого фестиваля многое изменилось. На фестивальной поляне, находящейся в долине реки Волга, расширились границы, появились многочисленные фестивальные площадки, да и людей стало приезжать намного больше, и их число растет с каждым годом.

В 2005 г. на утро 6 июля, только по официальным данным, на Грушинской поляне насчитывалось 130 тыс. человек. Остаются неизменными песни у костров вечерами, бесчисленное множество зажженных фонариков на фестивальной горе, атмосфера взаимопонимания и доброты.

Фестиваль имени В. Грушина – это огромное культурное явление. Искренность и доброжелательность – основа Грушинского фестиваля. Фестиваль продолжает жить, и каждый год в начале июля на горе светятся тысячи фонариков как символ того, что есть люди, которым небезразличны проблемы этой жизни и для которых жила и будет жить авторская песня как отголосок добра, света и человечности.

А когда-то от грушинских костров одна маленькая искорка залетела в Челябинск, и теперь здесь проходит Ильменский фестиваль.

Ильменский фестиваль авторской песни – праздник-смотр авторов, исполнителей и любителей самодеятельной песни, проводимый ежегодно в районе Ильменской турбазы (окрестности г. Миасса). Первый Ильменский фестиваль состоялся в мае 1973 г. под названием «Конкурс туристской песни» (объединил 600 человек из семи городов области). Его лауреатами стали: А. Хмель,

B. Верхотурцев, ансамбль «Чернильные кляксы» под руководством М. Вейцкина. Программа фестиваля включала в себя конкурс «Поют туристята», а также другие песенные и туристские (спортивные) конкурсы. В числе первых организаторов фестиваля Л. Коробицына, Г. Васильев, Т. Карева, Л. Афанасьев. Позднее организацией фестиваля занимались Ю. Трахтенберг, Л. Гордиенко, Г. Кацев, C. Пинский, В. Рогалев, Е. Садаков, З. Подкорытова, Е. Щибрикова, К. Просеков, С. Пронин, М. Богуславский, Л. Волков и многие другие – сотни исполнителей авторской песни. В становлении Ильменского фестиваля активно участвовали и представители «закрытых» городов области: Челябинск-65, Челябинск-70, Златоуст-36. В разные годы председателями жюри фестиваля были российские барды Б. Вахнюк, Ю. Визбор, А. Городницкий, В. Ланцберг, Л. Сергеев, В. Берковский, В.Боков. В «застойные» годы состоялось три запрещенных фестиваля (1982-1985 гг.). В 1990-е гг. песенная поляна Ильменского фестиваля собирала до 15... 20 тыс. любителей авторской песни из 50...80 городов России и стран СНГ. Программа трехдневного праздника традиционно включает в себя творческие мастерские и лаборатории; прослушивание и отбор участников главного концерта; песенные конкурсы по возрастным категориям; юмористический конкурс «Ильменские гвозди»; выступления почетных гостей и лауреатов прошлых лет; концерт «Барды – детям»; презентации кассет, дисков и книг; ночные тематические костры и др. В дни фестиваля работают центры: «Детская республика» и молодежно-развлекательный пресс-центр, лесной кинотеатр любительских фильмов «Мы живы, покуда поем», музей фестиваля, бард-кафе; проводится спортивный праздник «Ильменские игры» и др. Завершает фестиваль костер памяти Б. Окуджавы. Главными событиями фестиваля являются большой конкурсный концерт и концерт ведущих бардов страны «Звездопад». В последние годы на Ильменском фестивале открыт новый подростковый конкурс «Наша смена». Наряду с прежним («Поют туристята») он имеет свое жюри и своих спонсоров. Лауреатами первого детского конкурса фестиваля авторской песни имени В. Грушина в Самаре (2000 г.) стали и пять призеров Ильменского фестиваля.

Одним из знаменательных событий для Челябинской области считается Бажовский фестиваль народного творчества. Бажовский фестиваль – это праздник культуры и искусства, способствующий развитию культурных связей между творческими коллективами Урала и Западной Сибири, обмену художественными ценностями, ознакомлению с достижениями в народном творчестве. У истоков Бажовского фестиваля стояли Челябинский фонд культуры и общественные организации. С 1996 г. учредителями и организаторами стали Главное управление культуры и искусства администрации Челябинской области, Государственный областной центр народного творчества и администрация г. Чебаркуля, а затем Чебаркульского района.

Организаторы приняли решение проводить Бажовский фестиваль ежегодно в конце июня. Бажовский фестиваль стал итоговым смотром творческого сезона самодеятельных коллективов. Уже на третий год Бажовский фестиваль вышел за рамки областного фестиваля, став Всеуральским, а с 1999 г. приобрел статус Всероссийского. Бажовский фестиваль включает в себя демонстрацию широкого спектра жанров и видов творчества: это и демонстрация изделий прикладного искусства, и концертные выступления, и показ фрагментов народного быта, фольклорного праздника или обряда.

По сложившейся традиции Бажовский фестиваль проводится в живописных окрестностях Чебаркульского района. Участники Бажовского фестиваля – самодеятельные коллективы и исполнители, лауреаты российских, региональных, областных фестивалей и конкурсов по всем жанрам народного творчества; мастера народных ремесел и самодеятельные художники; самодеятельные поэты и композиторы. Гости Бажовского фестиваля – лучшие коллективы и народные умельцы из Кемеровской, Новосибирской, Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской областей, Алтайского края, Республик Башкортостан и Удмуртии, Санкт-Петербурга.

Лауреаты Бажовского фестиваля получают дипломы, сувениры, грамоты и благодарственные письма.

Знаменательным событием для Челябинска можно считать международный театральный фестиваль «Театральные опыты», который проводится с 1988 г. театром «Манекен». Фестиваль ставит своей целью изучение и обобщение современного мирового опыта в различных областях театральной деятельности. Фестиваль проводится без конкурса: его внутренние задачи носят не состязательный, а рабочий, деловой характер. Официальный статус театров не имеет значения – это могут быть и профессиональные, и любительские, и студийные коллективы, важно, если воспользоваться термином театрального режиссера П. Брука, чтобы это были «живые» театры – ищущие новые необычные формы взаимоотношения с сегодняшним зрителем, обновляющие древнее искусство театра.

Фестиваль собирает наиболее интересные нетрадиционные театры России, бывшего Советского Союза, зарубежные театральные труппы. Фестиваль – это прекрасная возможность встречи и общения, анализа и дискуссии, возможность стать богаче на величину «чужого» опыта.

В начале июня в природном заповеднике около г. Кыштым Челябинской области у подножия горы Сугомак проводится фестиваль «Русский хоровод», которому уже более 10 лет (режиссер В. Шибицкий).

Главная цель фестиваля – возрождение русской народной традиции. «Армяне, башкиры, украинцы хорошо знают и свои песни, и свои танцы, а мы практически забыли, как водили русские хороводы в деревнях наши предки, какую музыку слушали», – заявляют сотрудники Челябинского министерства культуры. Приобщиться к народным гуляниям могут все желающие.

В 2004 г. фестиваль собрал 27 лучших творческих коллективов из Магнитогорска, Миасса, Снежинска, Кургана, Озерска, Челябинска, Верхнего Уфалея и других городов Урала и Зауралья. Поразили своим мастерством певцы хоров «Синегорье», «Зарянка», «Русские узоры», «Родные напевы», «Лебедушка». Театр русского костюма «Татьяна» из Челябинска представил коллекцию костюмов с геральдическими символами России. Сердца зрителей покорил детский коллектив театра танца «Аллегро» из Коркино. Русские народные традиции были представлены в выступлениях танцевальных ансамблей, фольклорной группы «Иван-да-Марья», театра кукол «Золотой петушок». Всех участников фестиваля награждают дипломами и памятными призами.

В Челябинске проводится Всероссийский фестиваль игрового творчества студентов училищ и колледжей культуры «Чижик». На фестиваль приезжают студенты, будущие режиссеры-постановщики массовых мероприятий из разных городов России: Якутска, Кургана, Оренбурга, Екатеринбурга, Омска, Иркутска и Улан-Удэ.

В течение 4 дней студенты и преподаватели обмениваются теоретическим опытом на научно-практической конференции «Современные игровые технологии в профессиональной деятельности выпускников училищ и колледжей культуры». А режиссерское мастерство показывается в конкурсных программах «Спектакль-игра» и «Монопрограмма». В «Спектакле-игре» группа участников должна показать игру и привлечь в нее зрителей, «Монопрограмму» ведет один человек. В завершение фестиваля профессиональные режиссеры-постановщики проводят мастер-классы.

На конкурс представляются танцевально-развлекательные, музыкально-игровые, театрализованные, фольклорные, шоу-дискотечные и другие игровые программы для детской или молодежной аудитории. Продолжительность монопрограммы составляет до 20 мин, спектакля-игры – 30 мин.

На конкурс могут быть представлены оригинальные авторские сценарии игровых программ. Сценарий должен содержать подробное описание игры, музыкального и художественного материала. Сценарий предоставляется в напечатанном виде в 3 экз. Сценарный материал обратно не возвращается и не рецензируется.

Победители фестиваля получают бронзовые статуэтки чижика и подарки.

Семинары. В июне 2005 г. в Иваново на базе Текстильной академии состоялся семинар «Анимация: туризм, музеи, рекреация» (организатор и режиссер анимационных программ Ф.И.Каган), в котором приняли участие преподаватели и специалисты анимационного сервиса различных уголков России. В ходе семинара обсуждались вопросы методологии, теории и методики анимационного сервиса в различных подсистемах индустрии туризма. Кроме того, участникам семинара была продемонстрирована широкая палитра возможностей анимационной деятельности как дефиниции сервиса. Благодаря профессионализму предложенных анимационных программ все участники семинара были активными участниками анимационных действий как в трассовой анимации, так и в музейной, ландшафтной, спортивно-зрелищной и прочих видах анимационных программ.


16.01.2015; 00:06
хиты: 134
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь