Единицей действия в анимационной программе является художественный эпизод или номер. Номера – более мелкая единица. Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды – в единое представление. Соединение отдельных номеров в эпизоды, а эпизодов в представление осуществляется за счет метода творческого монтажа. Существует несколько принципов монтирования элементов анимационной программы между собой: рациональный (за счет факторов разумности – технических возможностей использования костюмов и профессиональных артистов и т.п.), эмоциональный (обусловливается фактором режиссерского настроя, творческого полета и профессиональных способностей режиссера) и событийный (основанный на логике хода событий).
Номера подразделяются на несколько групп: речевые, пластические, музыкальные, оригинальные. В каждой группе есть свои виды:
• монолог (наиболее часто применяемый вид речевого номера: вступительное слово, речь ведущего, связки между номерами, комментарии ведущих к игровым или конкурсным мероприятиям);
• интермедия или сценка, подразумевающая участие не менее двух персонажей (интермедия – очень короткая сценка, выступающая в качестве связующего звена между основными элементами постановки; сценка – более серьезный элемент продолжительностью до 20 мин, претендующий иногда на самостоятельное сценическое действие или выступающий в качестве связующего звена между основными элементами анимационной программы);
• массовка (массовая сцена, выражающая объединение людей против одного соперника, это единое действующее лицо, а не группа персонажей, где царит атмосфера единодушия высказываний действий);
• речевая массовка строится в виде переклички между ее членами (различают два вида переклички: перекличку-продолжение, когда массовка выражает одну и ту же мысль, как один человек на основе непрерывно льющейся речи, создающей иллюзию разговора одного человека разными тембрами, что достигается за счет заданных темпа и ритма, сохранения единой тональности и громкости звучания речи, продолжения последующей реплики на основе льющейся речи предыдущего актера; перекличка-подхватывание, применяемая внутри массы на основе элементов оспаривания).
Речевые номера основаны на литературном материале (поэзия, проза) и могут звучать в нескольких интерпретациях – на понятном и непонятном языке, традиционном национальном или иностранном языке, или на «тарабарском», представляющем собой набор случайных или специально запланированных звуков и слогов, понимаемых слушателями только на уровне музыки произношения, интонаций и ритмики. Главным выразительным средством является слово, которое может быть усилено музыкальными, хореографическим и пластическими вставками.
Музыкальные номера представляют собой песенный жанр, инструментальный, частушечный. В песенных номерах основным выразительным средством является вокал, который также может сопровождаться хореографическим, пластическим, световым и пиротехническим эффектами.
Группу пластично-хореографических номеров представляют танец, пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее насыщены динамикой. Однако, выбирая танцевальный номер, необходимо, чтобы в нем четко прослеживалось драматургические начало – по лексике, по смыслу, по эмоциональному настроению.
К оригинальным номерам относятся цирковые (жонглирование, фокусы, иллюзии, дрессировка) или номера, основанные на оригинальном подходе к использованию выразительных средств (буффонада, клоунада, звукоподражание, игра на необычных инструментах и т.п.).
В практической деятельности часто используются синтетические номера, включающие в себя различные виды разных групп номеров (сочетание хорового пения с танцевальными номерами, скоморошеством и ряжеными, своих монологов с широким охватом зрительской аудитории).
Идейной основой построения номера являются актуализация духовных ценностей, рождение у зрителя чувства причастности к переживаниям и мыслям исполнителя.
Особого искусства требует применение драматических сцен, в которых должны соблюдаться все тонкости логического построения содержания, в то время как зрительское внимание на это не настроено. Драматические сцены подлежат специальной режиссерской обработке, эстрадизации, «укрупнению» жестов, мизансцен, речевых композиций персонажей, более яркой расстановке акцентов, изменению характеристик темпа и ритма.
Важнейшей особенностью номера является использование трюка – сложного по технике исполнения действия, выраженного средствами, присущими жанру. Трюк является изюминкой номера, но не его самоцелью и должен органично вплетаться в канву режиссерского построения и актерского исполнения.
В режиссерской работе над номерами есть несколько профессиональных нюансов, которые необходимо учитывать при подготовке анимационной программы:
• замысел постановки является планом действий, истинную картину которых определит работа с исполнителями;
• необходимо внимательно относиться к номерам, которые при первом просмотре не вошли в общую канву программы: проанализировать причинно-следственные связи и оценить возможность усовершенствования номера;
• даже самые опытные артисты не всегда могут виртуозно исполнить номер после первой репетиции.