Деятельность человека способствует развитию его физических, духовных сил, а также совершенствованию знаний, умений, навыков, в том числе и в сфере общения. Деятельность порождает определенные отношения. Общественные отношения, в которые вступает человек в процессе деятельности, формируют взгляды и убеждения. Поэтому возникает необходимость специальной организации жизни и деятельности в свободное время, т.е. досуговой деятельности.
Особый интерес представляет русская этнографическая школа в лице Абрамова, Афанасьева, Болотова, Даля и многих других. В исследовании Максютина отмечается, что культурно-досуговая деятельность – это подсистема духовно-культурной жизни общества, которая объединяет социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, а также их активное творческое освоение в сфере досуга. Многообразные виды досуговой деятельности можно разделить на 5 групп:
1. Отдых.
2. Развлечения.
3. Праздник.
4. Самообразование.
5. Творчество.
Современные исследователи, такие, как Д. Генкин, А. Жарков, Е. Клюско, разработали научный подход к технологии культурно-досуговой деятельности. Понятие «технология культурно-досуговой деятельности» было введено в 1990 году. До этого в терминологическом аппарате культурно-просветительской работы использовались только понятия «организация» и «методика». С помощью понятия технологии культурно-досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования.
Технология культурно-досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Они связаны между собой и представляют собой единство идеальных и предметных компонентов:
- организационная подсистема – штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участников работы и т. д.;
- подсистема методической деятельности – сценарные разработки, методические рекомендации, описание опыта и т. д.;
- психологическая подсистема – формальная и неформальная структуры, отношения между участниками деятельности и т. д.
Существуют различные типологии форм анимационной деятельности:
- по субъекту деятельности (форма массовой, групповой, индивидуальной деятельности);
- по месту осуществления (домашние и внедомашние культурно-досуговые виды деятельности);
- по характеру организации (институционные, общественно-организационные и личностные формы культурно-досуговой деятельности).
Анимационная деятельность выступает одним из важнейших средств приобщения людей к культуре, порождает в них новые потребности. Чаще всего развлечения построены на организации экскурсий, наблюдении природных явлений, проведения развлекательных и познавательных мероприятий.
Способы и методы развлечений не имеют предела по выдумке их организаторов. В анимационном сервисе можно выделить несколько элементов, базирующихся на видовых связях основных направлений анимационной деятельности, а именно:
- анимация в движении;
- культурная анимация;
- творческая анимация;
- анимация через успокоение;
- анимация через переживание;
- анимация через общение.
Структура и кадровый состав службы туристского комплекса зависят от его величины и типа, функционального назначения и номенклатуры технических анимационных систем, географического расположения, концепции и программ анимации, а также от других факторов.
В свою очередь формирование эффективной организационной структуры анимационного менеджмента является одной из важнейших задач главного аниматора туристического комплекса. В зависимости от его величины возможны различные (более или менее разветвленные) организационные структуры анимационной службы — отделы. Наиболее распространенная структура анимационной службы гостиничного предприятия:
1.Генеральный менеджер отеля
1.1. Генеральный менеджер анимационной службы
1.1.1. Организатор-аниматор
1.1.1.1.Художник
1.1.1.2 Костюмер
1.1.2. Менеджер Клуба
1.1.3. Спортивный инструктор
1.1.4 Менеджер шоу-отдела
1.1.1.4.1. Аниматоры