пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Формы театрализованных анимационных мероприятий

Театрализованной частью любого праздника может быть массовое представление, вписанное в определённую сценическую площадку, локализующуюся четкими границами. В данном действии предполагается разделение участников мероприятия на исполнителей и зрителей. Связующим звеном между ними являются аниматоры.

Многие формы культурной деятельности, родившиеся в далеком прошлом, дошли до наших дней: массовые праздники, торжественные приемы, балы и карнавалы, народные гулянья и др. Многие из них в настоящее время обрели новую жизнь, наполнились новым содержанием, хотя и сохранили прежние традиции и обычаи. Рассмотрим некоторые из них.

Раус (исконно русское слово) - балкон над входом в балаган (цирк, шатер на ярмарке); действие актеров на нем заключалось в зазывании зрителей в балаган.

Современная форма рауса - встреча гостей перед мероприятием, зависящая от его характера. Например, на ярмарке это выступление клоунов, шутов, балагуров, зазывал; на серьезных мероприятиях (конференциях и т. п.) - используются иные формы.

Балаган - театральное зрелище, преимущественно комического характера, на ярмарках и народных гуляньях; нечто несерьезное, шутовское.

Пир - собрание людей с целью увеселения: а) обильное застолье (банкет); б) игры; в) состязания; г) художественное шоу; д) другие виды шоу.

Мистерия - театральный жанр, постановка пьесы религиозного содержании (Пасха, Рождество, Масленица). В представлениях мистерии на площадях городов религиозные сцены чередовались с интермедиями - вставными комедийно-бытовыми эпизодами.

Мистерия-буфф - современная форма постановки пьесы идеологического содержания.

Ассамблея (от франц. - собрание). Так назывались первые балы в России, учрежденные в 1718 г. Указом Петра I. В допетровской России на пирах порой пели песельники, но танцев не было; женщины из знатных семей вели замкнутый образ жизни, жили на особой, женской половине дома, куда не имели доступа посторонние.  Гости,  приходившие  в дом,  разделялись: женщины пировали на половине хозяйки, мужчины - в покоях хозяина. Лишь в знак особого уважения муж ненадолго приводил жену и детей к гостям, но и тогда, угостив из своих рук гостей вином, хозяйка немедленно удалялась к себе.

Ассамблеи давались по очереди всеми придворными. Иногда Петр сам решал, в чьем доме следует собраться. О дне ассамблеи глашатаи извещали барабанным боем, а на всех перекрестках развешивали объявления. Прийти на ассамблею мог всякий прилично одетый человек, за исключением слуг и крестьян. Среди гостей рядом с вельможами и чиновниками можно было увидеть и состоятельных купцов, и духовенство, и ремесленников, и матросов. Люди женатые обязательно приходили с женами и взрослыми дочерьми.

По заведенному порядку хозяин дома выбирал между молодыми женщинами царицу бала и преподносил ей живую розу. В конце ассамблеи царица должна была вручить этот цветок одному из кавалеров - это означало, что в следующий раз ассамблея будет у него в доме.

На ассамблеях играл духовой оркестр, состоявший из труб, фаготов, гобоев, валторн и литавр, к которым иногда присоединялись и скрипки. Непривычную еще к танцам русскую публику усердно учили пленные шведские офицеры и жительницы Немецкой слободы. Осваивалось танцевальное искусство медленно. Во время ассамблеи гостям предлагали угощение: чай, кофе, мед, варенье. Мужчины пили пиво, вино и водку. Хозяевам не следовало никому докучать своим вниманием, они заботились лишь о том, чтобы все необходимое было в достатке. Петр лично присматривал за порядком проведения ассамблей, вникая во всякую мелочь.

Многие черты ассамблей носили отпечаток личного вкуса царя-преобразователя и значительно отличались от того, что было принято в XVIII в. «Европейским бальным этикетом». Они больше походили на веселые деревенские пирушки с танцами, чем на чинные придворные праздники, но участие в ассамблеях достигло своей цели: русские дворяне постепенно приучались к новым обычаям, светскому общению, этикету и вежливым манерам. После смерти Петра I в России закончилась эпоха ассамблей и началась эпоха балов.

Бал - торжественный вечер с танцами. На протяжении XVIII-XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения.

Некоторые бальные танцы, например кадриль, в XIX в. стали танцевать даже в деревне.

Балы имели свои правила, последовательность танцев и этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал, кроме танцев, дополнительные развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или певцов и музыкантов из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

По сложившейся в России традиции не принято было устраивать балы, как и другие многолюдные развлечения, в период больших постов, особенно Великого поста, а также во время траура. Традиционно бальный сезон длился с Рождества и до последнего дня Масленицы. В остальное время года балы устраивались редко, по особым случаям.

Наиболее официальной разновидностью были придворные балы, довольно чопорные и скучные. На них собирались тысячи гостей. Так, на балу 1 января 1828 г. было до 40 тыс. человек. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. От него могла избавить только серьезная болезнь. На балах, кроме императора, императрицы и членов царской семьи - великих князей, княгинь и княжон, присутствовали придворные чины: гофмейстеры, гофмаршалы, шталмейстеры, церемониймейстеры, камергеры, камер-юнкеры, статс-дамы, фрейлины и пажи, а также дипломаты, гражданские чиновники, имевшие по «Табели о рангах» четыре высших класса, все живущие в Петербурге генералы, губернаторы и предводители дворянства, гостившие в России знатные иностранцы. Обязаны были ездить на придворные балы и гвардейские офицеры - по два человека от каждого полка. Для этого существовали специальные графики-разнарядки, помогавшие соблюдать очередность. Офицеры приглашались специально как партнеры по танцам.

На придворные балы полагалось приезжать в полной парадной форме, в наградах. Для дам были установлены платья специального фасона, богато расшитые золотой нитью. В некоторых случаях ко двору приглашались также представители богатого купечества и верхушки горожан. В результате дворцовые залы оказывались битком набиты народом, делалось очень тесно и жарко. Из-за преобладания пожилых людей танцующих было немного. Некоторые садились играть в карты, а большинство гостей чинно перемещались из зала в зал, дивясь пышности дворцового убранства, глазея на императора и высокопоставленных вельмож и дожидаясь ужина.

Представители знатнейших и богатейших семей Петербурга и Москвы давали великосветские балы. Именно они наиболее полно выражали особенности той или иной бальной эпохи. Особенно великолепны были великосветские балы 2-й половины XVIII и 1-й половины XIX в. Здесь тоже бывало многолюдно, но в меру - тысяч до трех приглашенных. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых.

Нередко приезжали и члены императорской семьи, но без всякой официальности - просто в гости. От участия в подобных балах можно было отказаться, извинившись перед хозяевами, и поехать куда-нибудь в другое место, но делали это нечасто: подобные балы считались очень престижными, а хозяева наперебой старались превзойти друг друга и удивить гостей разными затеями, изысканным ужином и роскошью бального убранства. Каждый старался, как мог. В залах горели тысячи свечей, что тогда являлось признаком большого праздника: свечи были дороги, и в повседневной жизни комнаты освещались очень скупо. Лестницы были устланы дорогими коврами, всюду теснились тропические растения в кадках; душистая вода струилась из специально устроенных фонтанов; распространяли ароматный дымок курильницы. К ужину подавали редкие тогда в России ананасы, экзотические в зимнее время персики, виноград, свежую клубнику, огромных рыб, необыкновенные блюда, дорогие вина со всего света и т. п. На подобных балах чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали вывозить в свет.

Множество разновидностей имели общественные балы. Особенно часто давались они в провинции: в зданиях Благородного или городского собрания, в театрах, различных клубах, в резиденциях губернаторов и в залах, снятых у частных лиц. Как правило, круг участников таких балов был широким и пестрым: чиновники, военные, помещики, учителя и пр. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Общественные балы устраивались не только дворянством, но и купечеством, ремесленниками, художниками и артистами и т. п.

Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых - как правило, несколько десятков человек.

Выделялись благотворительные балы, на которые продавали билеты, а в залах устраивали благотворительную торговлю. Для этого строили небольшие, нарядно украшенные павильончики и палатки, в которых дамы-добровольцы продавали фрукты, цветы, сласти и разные безделушки. Фиксированных цен не было; каждый платил столько, сколько мог или хотел. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п. Подобный бал описан в повести А. П. Чехова «Анна на шее».

Были, наконец, еще сельские праздники, проходившие летом на даче и в загородных имениях. Кроме бала они включали концерты роговой музыки, фейерверки и т. п. Танцевали здесь зачастую прямо под открытым небом на лужайках или в огромных палатках, поставленных среди деревьев парка.

Детские балы. Устраивались с конца XVIII в. специально для подростков (отроков) 13-16 лет, которые еще не выезжали в свет. Детские балы, или детские праздники, как их еще называли, организовывались в знатных семьях по случаю именин кого-нибудь из детей или других подобных событий, либо известными танцмейстерами в общие праздничные дни: на Новый год, Масленицу и т. п. Кроме подростков, которых среди приглашенных было большинство, на такие балы приезжали и взрослые. Если бал давал танцмейстер, он приглашал на детский праздник всех своих бывших учеников. Это позволяло девушкам потанцевать с кавалерами, а молодым людям приглашать на танец взрослых дам и таким образом потренироваться и в танцах, и в знании бального этикета, и в умении поддержать беседу.

Детские балы начинались и оканчивались раньше обычных съездов, так что взрослые гости могли прямо оттуда поехать в театр, а затем на большой бал.

Раут - торжественный званый вечер без танцев, в отличие от бала (светский раут).

Живые картины. Популярное молодежное бальное развлечение конца XVIII - начала XX в. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи.

Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например, «Аполлон и музы», «Три грации», «Моисей в пустыне», «Мария Стюарт в темнице», «Подводное царство» и т. п. Затем распределяли роли.

Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, то обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям - плащу, короне и т. п.

Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки.

Карнавал - вид массового народного гулянья с уличными шествиями, театрализованными играми.

Маскарад - зрелищное комедийное театрализованное представление с использованием масок человеческого лица, головы животного или мифического существа. Впервые маски стали использоваться исполнителями религиозных обрядов в первобытных культах.

Парад - традиционная форма торжественного мероприятия. Например, в цирке это выход на арену всех участников представления, на военном параде - торжественное прохождение войск с боевой техникой, на спортивном - физкультурных коллективов.

Фестиваль - массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового, кино-и фотоискусства. Фестивали бывают международные, национальные, городские.

Алле-игр -  музыкальный мини-спектакль мастера игры со зрителем; дает направление, организует праздник.

Шоу - театрализованное зрелище, которое направлено на создание положительных эмоций, хорошего настроении. В настоящее время получило распространение и в музейной деятельности (шоу-музеи), а также в тематических парках.

В состав современных базовых форм групповой работы входят формы, наиболее часто применяемые в салонах, гостиницах, холлах, /каминных, клубных кафе и т. д. К ним относятся беседы, игры, групповое любительское музыкальное исполнительство и др. В группу базовых форм индивидуальной работы входят индивидуальные занятия аниматора с .туристом. Опыт показывает, что для повышения эффективности анимационной работы необходимо использовать не отдельные формы, а научно обоснованную, логично выстроенную систему форм.

В наши дни театрализованные мероприятия пользуются большой популярностью. Ни один праздник не проходит без анимационной программы.

Праздник. Призван создавать определенный настрой, готовить человека к дальнейшей плодотворной работе. Он должен быть ярким, запоминающимся, как карнавал в Бразилии или в Венеции. Организацией праздника, как и любым делом, должны заниматься специалисты, и тут многое зависит от менеджеров, их профессионализма, умения работать с клиентами.

Если задать людям вопрос, что означает для них праздник, то можно услышать множество разнообразных ответов, среди которых будет и такой: праздник - это интересное путешествие, отдых у моря, карнавал в Рио, Венеции, Ницце... Впрочем, специалисты турбизнеса давно поняли, что сама по себе праздничная сторона такого тура отнюдь не единственная его составляющая. Вот почему в штате многих западных курортных отелей присутствуют аниматоры, а работающие на перспективу компании активно развивают событийный туризм. Продумывая программы, операторы все чаще выстраивают их таким образом, чтобы человек, приехавший на праздник, оказался не просто зрителем, но и участником события.

Праздник - заманчивое слово, его любят все. Вместе с тем он требует грамотного к себе отношения.

Массовые праздники. У современных соревнований и народных гуляний большой размах. Традиционная «Лыжня России» в Дмитровском районе охватывает 25 тыс. участников. Ее обслуживает сплоченная команда из 2,5 тыс. человек. Праздник проходит без сбоев, чему во многом способствует профессионализм организаторов и обслуживающего персонала.

Не менее грандиозной по своему размаху становится московская Масленица, к организации которой привлечено специальное коммуникационное агентство. Созданы концепция и задорный логотип, разработан собственный сайт. Народ развлекают многочисленные творческие коллективы, а к выпечке блинов приглашаются разные знаменитости. Каждый год побивается особый рекорд: на самый большой блин, на самую высокую блинную горку и т. д. Цель - попасть в Книгу рекордов Гиннесса.             ь

На языке маркетинга такие праздничные акции называются событийными факторами, цель которых - привлечь в регион как можно больше туристов. Их масштабность привлекательна и для спонсоров. Идеальная формула праздника - чем он интереснее, тем больше спонсорские вливания, тем дешевле праздник для организатора.

Корпоративные праздники. Еще одно направление - организация корпоративных праздников. Корпорантов обслуживают гостиницы, музеи, театры, рестораны, круизные и прогулочные теплоходы. Это может быть фирменная вечеринка, банкет или выездной семинар. Многие площадки обзавелись собственными службами по организации таких событий. В некоторых случаях привлекаются специализированные фирмы: рекламные агентства, катеринг-службы и др. В штат таких фирм, как правило, включают сценаристов, режиссеров, художников-оформителей. Они могут приглашать творческие коллективы и звезд эстрады, устроить фейерверк, арендовать на вечер престижный театр, загородный дворец и даже... кремлевские площадки. При этом будет обеспечено соответствующее оформление: гирлянды шаров, цветы, ледяные скульптуры. Возможна и организация таких экзотических шоу, как доставка юбиляра к праздничному столу на настоящем слоне. При этом массовость не ограничена, а полет фантазии исполнителя зависит от финансовых возможностей заказчика. Корпоративные праздники могут охватывать 5 тыс. участников. Особым размахом отличаются дни автомобильных корпораций с массовыми автопробегами и участием многочисленных фанатов.

Фирменные праздники. Еще одно значимое праздничное направление - организация собственных фирменных торжеств. Прежде они ограничивались застольями и пикниками. Сегодня корпорации воспринимают такие празднества как часть внутреннего PR. Чем солиднее фирма и ее связи, тем более значимы такие события для укрепления внутренних коммуникаций. Традиционными во многих компаниях стали торжества по случаю дня рождения фирмы и наступления Нового года. В туризме таким внутрикорпоративным связям уделяют повышенное внимание. Туроператоры укрепляют связи с агентствами через организацию выездных семинаров или инсентив-ту-ров. В праздничные шоу превращаются церемонии награждения всевозможными премиями, подведение итогов различных конкурсов.

Праздник можно сделать еще и звездным часом - если правильно выбрать площадку для его проведения. В столичный «Яръ» гостей, в том числе весьма именитых, привлекают интерьеры, яркая шоу-программа в стиле кабаре, изысканная кухня. В легендарном ресторане несколько залов - Главный, Зеркальный, Пушкинский, Зеленый бар, летняя терраса и новая Галерея Судакова. А ресторан «Эстрада», что на Олимпийском проспекте, удивляет лаконизмом своих интерьеров, их «дорогой простотой»: сцена с экраном, белые стойка-бар и старинное пианино. Стены украшают музыкальные инструменты - виолончель, скрипка... Залы разделены занавесками, что позволяет превратить пространство в огромную сценическую площадку с разнообразными декорациями для проведения корпоративных и эксклюзивных праздников а ля «Одесса-мама», «Ритмы Малайзии», а также банкетов, конференций, свадеб. Для каждого такого события может быть разработано отдельное меню, приглашены профессиональные сценаристы, режиссеры, дизайнеры, артисты... Есть у ресторана и свои представления - Russian show, «Восточная сказка» — со скоморохами, варьете, цыганскими номерами.

Праздник можно провести у себя в офисе или на природе. В тех же «Яре» и «Эстраде» есть catering-отделы по выездному обслуживанию. К клиенту может выехать целая бригада со своим оборудованием для обслуживания многочисленных гостей. Барбекю-гигант «Эстрады» собирает до 5 тыс. человек.

Знойным днем лучше выехать из душной столицы куда-нибудь на просторы Дикого поля и устроить там... средневековый пир. Или попировать с дружиной на Куликовом поле, посмотреть турниры древнерусских витязей, выступления фольклорных ансамблей.

Светские рауты на исторических площадках сегодня в моде. Заказать их можно двумя способами. Первый - напрямую. Свои специальные службы есть в Государственном музее-усадьбе А. С. Пушкина, в музее-усадьбе «Архангельское», в Государственном военно-историческом музее-заповеднике «Куликово поле» и Кремлевском дворце съездов. Если нужна особая эстетическая начинка, лучше обратиться в специализированные фирмы, где кулинарные чудеса рассматривают лишь как часть скрупулезного процесса создания атмосферы праздника. Так, при подготовке кулинарных сенсаций для одного изысканного обеда в новом Манеже шеф-повар использовал... цветочные ароматы. Не обошлось, правда, без помощи художника по цветам, создавшего ароматную композицию из трехсот тюльпанов. А талантливый французский скульптор стал автором ледяных изваяний.

Отведав «вкус» праздника, турист наверняка захочет его повторить. Другие, наоборот, вознамерятся перепробовать все, что ни есть на свете... Праздников не бывает много. Главное, чтобы они были разными и искусно подготовленными.

Праздники туризма. Настоящие праздники туриндустрии -крупные отраслевые ярмарки, например церемония открытия майской выставки MIFT в Гостином Дворе столицы. Шествие барабанщиц, парад первых красавиц российских регионов - все это настраивает на активную работу. Сами турбиржи - кладезь новых идей, ежедневных презентаций и красочных шоу. Сюда спешат как специалисты, так и потенциальные туристы. Все более ярко представляют себя российские регионы. На стенде Якутии «прописался» огромный лохматый мамонт, а Ярославскую область традиционно презентует «сам Иван Грозный». Дамы в кринолинах, народные сказительницы, ряженые - все они призваны привлечь на стенд посетителей. Лучше всего это сделать, создав у гостя праздничное настроение. Давняя выставочная традиция - розыгрыши путевок, концерты фольклорных коллективов, разные шоу. Налицо, как говорится, культурная составляющая предлагаемого турпродукта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


18.02.2015; 13:40
хиты: 5575
рейтинг:+1
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь