1. первобытная культура является начальным и наиболее длительным этапом истории мировой культуры;
2. она носила всеобщий характер, поскольку через первобытную эпоху прошло все человечество;
3. в первобытном обществе был создан фундамент современной цивилизации (запас знаний, практического опыта, интеллекта и психофизических достоинств человека);
4. первобытная культура сыграла в истории мировой культуры ключевую роль: на много веков и даже тысячелетий вперед она предопределила не только темпы, но и содержание, тематику и многообразие региональных особенности культурно-исторического процесса;
5. значительное число достижений первобытного человечества сохраняет свое значение и в инвентаре современной культуры.
Первобытный период продолжался 35 тыс.лет, пока в 3 тыс. до н.э. не возникло первые государства Древнего Востока.
Первобытность – весь ряд тысячелетий, пройденный человечеством и продолжавшийся до возникновения письменности, классов и государства.
Историю первобытного мира делят на:
Каменный век
Медный век
Бронзовый век
Железный век
Каменный век делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит) – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад.
Медный век (неолит) датируется 4 –3 тыс. до н.э.
Бронзовый век датируется 4 – начало 1-го тыс. до н.э.
Железный век датируется началом 1-го тыс. до н.э. и продолжается до наших дней.
Характерной особенностью искусства на самом раннем этапе был синкретизм (с греч. - соединение) – сочетание разнообразных воззрений и форм духовной культуры.
Становление культуры первобытного общества
- Изготовление орудий труда
- Развивалась визуальная память
- Заложились технические навыки
- Украшательство
- Накопление знаний о материале и его обработке
- Коллективный характер охоты
- Укрепление отношений
- Влияние на психику, верования и сознания
- Открытие способа добывания огня
- Развитие целенаправленных действий
- Неолитическая революция
- Одомашнивание животных и окультуривание растений
- Переход от присваиваемого хозяйства к производящему (переход к земледелию и скотоводству→общественное разделение труда→разложение больших коллективов на мелкие)
- Новые условия жизни. Оседлый образ жизни
Синкретический (нерасчлененный) характер – главная особенность первобытной культуры – это нерасчлененное единство всех форм жизнедеятельности первобытного человека, в котором нерасторжимо сливались труд и общение, познание окружающего мира и самопонимание, магические обряды и художественное творчество.
Пример: наскальные рисунки и ритуалы перед охотой.
Мотыжное земледелие (ручной способ обработки земли, при котором используется мотыга – орудие с железным наконечником, расположенным под прямым углом к деревянной рукояти, что облегчает работу на каменистых почвах)
Плужное земледелие (плуг имел три части: дышло, лемех и рукоятку; в такой форме он требовал 2 работников: один тащил плуг, другой направлял его и держал в земле. Все первые плуги приводились в движение силой человека. Разумеется, крестьянина тяготила такая работа, и спустя некоторое время он стал запрягать в плуг быков. Поначалу люди просто привязывали плуг к рогам волов, позже появились ярмо и примитивная упряжь. Скорость обработки земли сразу возросла в несколько раз, а сама работа облегчилась).
Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины), декоративного искусства (рельефы, резьба по камню и кости), архитектуры (дольмены) и т.д.
Особой областью первобытного искусства является орнамент. Его расцвет приходится на эпоху неолита и бронзовый век. Появляется первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина, а с ней сформировался новый вид декоративно-прикладного искусства – керамика. Бронзовый век положил начало обработке металла: сначала они были кованные, затем изобрели литье. В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались украшения и изделия из бронзы, золота, серебра. Древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно-магическое значение, ориентировали человека в природе.
К концу первобытной эпохи появился новый вид архитектурных сооружений – крепости. Такие сооружения из огромных грубо отесанных камней сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной, полосе Европы распространились поселения и погребения. Поселения делят на неукрепленные стоянки и селища и укрепленные городища. Погребения делятся на два основных вида: с надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, т.е. без каких-либо надмогильных сооружений. Над некоторыми курганами могли возвышаться каменные надгробия, надмогильные статуи: каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов или женщин). Так в 3 тыс. до н.э. в монументальном искусстве появляется образ человека. Период, когда люди приспосабливались к природе, а все искусство сводилось, по сути, «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его образа в искусстве.
Наиболее сложные сооружения первобытности – это погребения-мегалиты (от греч. – большой камень), т.е. погребения в гробницах, сооруженных из больших камней, - дольмены и менгиры. Самые ранние из дольменов (с бретон. – каменный стол) – это четыре поставленные на ребро плиты, несущие на себе пятую, служившую плоским перекрытием, - возведены племенами, освоившими земледелие, скотоводство и плавку меди (более 4 тыс. лет назад). Менгиры (с бретон. – длинный камень) – отдельные каменные столбы, длиной до 21 м и весом около 300 т. В Карнаке (Франция) 2683 менгира поставлены рядами в виде длинных каменных аллей. Иногда камни располагали в виде круга – это уже кромлех (с бретон. – каменный круг). Самый знаменитый первобытный кромлех находится в Англии и известен под названием Стоунхендж.