На рубеже XIX-XX вв. в европейской музыкальной культуре сосуществовали разные направления:
поздний романтизм, музыкальный импрессионизм.
В 80-е годы в итальянском искусстве возникает новое направление веризм. Музыканты хотят показать жизнь такой, какова она в действительности, изображении исключительно сильных чувств, страсти. В перв. четв. XX в. появляется неоклассицизм. Композиторы стремятся вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий, форм и музыкального языка.
Композиторы:Р.Штраус (Герм.), Г.Малер (Австрия), К.Дебюсси (Фр.), Дж.Пуччини (Италия).
В русской музыке рубежа веков велико было влияние литературно-художественных направлений, прежде всего символизма. Вырабатывались новые стили, которые связываются с именами крупных мастеров.Поздний романтизм – С. В. Рахманинов («Рапсодия на тему Паганини», опера “Алеко”, кантаты “Весна”, “Колокола”, романсы на стихи Бальмонта).
А.Н. Скрябин - стремился сложные философские идеи заключить в систему образов-символов. Обращался к жанру поэмы - симфонии (“Поэма экстаза”.“Прометей”).
Две теории происхождения театра: 1. искусство сцены развилось из обрядов и магических ритуалов как светская игра для развлечения; 2. развитие самосознания личности для удовлетворения потребности самовыражения.
Динамичное развитие театра. Натурализм. Его участники стремились проникнуть в самую суть человеческой натуры, призывая показывать “жизнь как она есть” (Э.Золя).
Противники натурализма – символисты - искали загадочный, зыбкий мир, объявили реальный мир жалкой копией мира души и привели на сцену поэзию, обратившись к пьесам М. Метерлинка. Основным средством выражения становилась пантомима.
Идея народного театра была развита в драматургических работах Р. Роллана.
Реформа пространства сцены. Утвердилась новая профессия - режиссер. В Италии возник футуризм, экспрессионизм наиболее ярко заявил о себе в Германии и Австрии.
В.И. Немировича-Данченко и К.С. Алексеев (Станиславский). Они организуют новый театр (1898 г.), который должен был преодолеть штампы и рутину российской сцены того времени – Московский Художественный Общедоступный Театр (МХТ).
Театр стремился продолжить традиции русского реализма с его демократизмом, постоянным интересом к общественности.
Кинематограф появляется на рубеже XIX-XX вв. как дитя века техники, изобретений в механике, оптике, химии. Первое представление “Кинематографа Люмьер” состоялось 28 декабря 1895 г. в парижском “Гран-кафе” на бульваре Капуцинок.
Работы братьев Люмьер точно фиксировали действительность и положили начало документально-реалистическому направлению - “линия Люмьера”, - одному из первых направлений в киноискусстве. Второе направление - “линия Мельеса”,- получило название по имени первого режиссера игровых фильмов Жоржа Мельеса.
В начале ХХ в. кинематограф - новый вид искусства со своей спецификой. В кино приходят молодые режиссеры-авангардисты, экспериментирующие с различными кинематографическими формами. Появляются фирмы, вошедшие в мировую историю своими работами (“Гомон”, “Братья Пате”, “Глория”), создается центр американской киноиндустрии Голливуд. Формируется актерский пантеон немого кино (Макс Линдер, Мэри Пикфорд, Дуглас Фэрбенкс, Чарли Чаплин и др.).
Российское кинопроизводство начинается с премьеры первой отечественной игровой ленты - “Понизовская вольница” (“Стенька Разин”) 15 октября 1908 г. Через три года появляется фильм “Оборона Севастополя” (реж.В.М. Гончаров и А.А. Ханжонков), признанный вехой в истории мирового кино как первая киноэпопея.
Я.А.Протазанов, снял около 80 фильмов. Русское немое кино: Иван Мозжухин и Вера Холодная.