пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Культура тоталитаризма и массовая культура как феномены XX века

Возникновение массовой культуры – период деградации и упадка культуры.

Массовая культура(рубеж 19-20 вв) – культура адресованная самым широким слоям населения.

Условия появления МК: Развитие техники;Всеобщее школьное образование;Рост доходов населения;Высокая концентрация людей в городах;Освобождение времени.

Направления развития МК: кино, радио и магнитофон, массовая литература, поп-музыка.

Кино: 1895 – изобретение кинематографа, 1930 – звуковое кино, 1933 – первый цветной фильм, 1939 – появление первого «мыла» и рекламы.

Радио и магнитофон: 1898 – первый магнитофон, 1899 – изобретение радио, 1950 – коммерческое применение магнитной пленки.

МК: простые жанры (комикс, бульварная литература, мелодрама), сложные жанры (рок-поэзия, интеллектуальный детектив, поп-арт).

Поп-музыка: коммерческий характер, стандартизованность, развлекательный характер.

Основные проявления и направления массовой культуры:

• субкультура детства (детская литература и искусство, пром.произов. игрушки, детские лагеря…);

• массовая общеобразовательная школа, приобщающая учащихся к основам научных знаний, филос. и религ. представлений об окружающем мире, стандартизующая эти знания и представления;

• СМИ, фактически формирующие общественное мнение в интересах заказчика;

• система национальной (государственной) идеологии и пропаганды, обеспечивающая политическую благонадежность и желательное электоральное поведение людей;

• массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентаций человека до элементарных оппозиций (“наши”- “не наши”);

• массовые политические движения;

• система организации и стимулирования массового потребления (реклама, мода, и иные формы провоцирования потребительского ажиотажа).

 «Массовая культура» - продукт потребления. А не художественный объект.

Тоталитарная(от лат. totim, totalis – все, целое) культура

Главная цель: создание гражданина подчиненного воле и мысли Вождя. Преобладал реализм.

Это официальная культура тоталитарных режимов, исторически сложившаяся в 20-30-е и 40-50-е гг. в ряде стран (СССР, Италия, Германия, Испания)

Тоталитаризм характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества. Основными характеристиками тоталитарного режима являются такие свойства массовой ментальности, как коллективизм, аксиома «как все», агрессивная ксенофобия (боязнь иностранцев); преклонение перед харизматическим лидером.

Тоталитарное искусство- один из типов нормативной эстетики, сопутствующий коммунистическим, фашистским и иным жестко централизованным государственным структурам. Общим для искусства в тоталитарных государствах является:

1. Объявление искусства идеологическим оружием и средством борьбы за власть.

2. Монополизация всех форм и средств художественной жизни страны.

3. Создание аппарата контроля и управления искусством.

4. Выбор одной тенденции искусства, наиболее отвечающей целям режима (всегда наиболее консервативную) и объявление её официальной, единственно правильной и обязательной.

5. Начало борьбы со всеми стилями и тенденциями в искусстве, отличными от официального; объявление их реакционными и враждебными классу, расе, народу, партии и т. д.

Главные признаки тоталитаризма: идеология, организация и террор. Классическими образцами такого оф. стиля являются: соц. реализм 1934-56 гг. и искусство Третьего рейха 1933-44 гг.

В Германииобъектом культурной политики нацизма, в первую очередь, оказалось изобразительное искусство. Идеалом тоталитарного искусства стал язык пропагандистского плаката.

Культ обнаженного мужского тела был характерен для официального нацистского искусства.

Искусство тоталитарного фашистского режима Италии и Германии 1930-40-х гг. носит название «Стиль третьего Рейха»,соединив в себе неоклассицизм, особенно ярко проявившийся в итальянской архитектуре, наполеоновский ампир и отдельные элементы Ар Деко. Гл. черты искусства итальянского и немецкого фашизма - ретроспективность, консерватизм, антигуманизм.

В Италии главным архитектором Муссолини был «неоклассицист» Л. Моретти.

Музыка: Мендельсон, Вагнер, Шуман.

Тоталитарная культура России (30-50е гг) - советский социалистический реализм.

Искусство авангарда не нашло места в этой системе.

В 1934 г. на I Всесоюзном съезде писателей сформулирован и утвержден партийный метод «социалистического реализма, определяющий позиции партии в вопросах литературы и искусства.

Социалистический реализм- идеологическое направление оф. искусства СССР в 1934-91 гг. Под худож. творчество была подведена идеология классовой борьбы, борьбы с инакомыслием. Все худож. группировки были запрещены, на их месте созданы единые творческие союзы советских писателей, худож. и т.д., деятельность которых контролировалась комм-ой партией.

Главные принципы метода: партийность, идейность, народность

Главные признаки: примитивность мысли, шаблонность образов, стандартность композиционных решений, натуралистичность формы.

Задачи: правдивое, исторически конкретное изображение жизни; передача действительности в революционном развитии; раскрытие нового идеала, положительного героя; идейная переделка и воспитание трудящихся в духе социализма.

Соцреализм- явление, искусственно созданное государственной властью, и поэтому не является художественным стилем. Художник переставал быть автором своего произведения, он выступал не от своего имени, а от имени большинства.

Тремя главными специфическими признаками тоталитарной культуры, как и тоталитарной системы в целом, являются следующие феномены: организация, идеология и террор.

Террор в культуре определяется как широким распространением органов цензуры, так и прямыми репрессиями «неугодных» деятелей культуры.

Формирование художественной идеологии привело к необходимости изображать только положительные, вселяющие веру примеры жизни советского общества. В основе «социалистического реализма» лежал принцип идеализации реальности, а также еще два принципа тоталитарного искусства: культ вождя и единодушное одобрение всех решений.

Развивалась наука. Химики А.Н. Бах, Н.Д. Зелинский, геолог И.М. Губкин, специалист по аэродинамике Н.Е. Жуковский.П.Л. Капица, Н.Н. Семенов, Я.И. Френкель.

В то же время работали и художники, по творческой манере и содержанию своих работ принципиально далекие от официоза, например, С. Герасимов, П. Корин, А. Осьмеркин, Р. Фальк.

Музыка выдающихся композиторов Д. Шостаковича, С. Прокофьева, Г. Мясковского, А. Хачатуряна, В. Шебалина, Г. Попова, - была названа формалистическим и антидемократическим извращением, чуждым художественным вкусам советского народа. Сложная новаторская симфоническая музыка оказалась под подозрением. Предпочтение стало отдаваться «доступным народу» произведениям, главным образом музыке к кинофильмам, торжественным праздничным ораториям, операм на злободневные темы.


14.06.2014; 12:05
хиты: 109
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь